"Яндекс" запускает новый сервис доставки продуктов и рецептов для их приготовления "Яндекс. Шеф". Он создан на базе петербургского стартапа "Партия еды", присоединившегося к foodtech-направлению "Яндекс.Такси" осенью прошлого года. "Шеф" начнет работу с 26 марта в Петербурге и Москве, где уже развернуто производство и собственная доставка. Запуск сервиса в других городах России пока не рассматривается, но в "Яндексе" обсуждают разные сценарии экспансии.
Бывшая "Партия еды" под брендом "Яндекс.Шеф" сохранила команду и будет в новом качестве встроена в инфраструктуру бренда. В дальнейшем не исключается интеграция "Шефа" с "Яндекс.Едой". "Мы планируем развиваться в рамках фудтех-направления "Яндекс.Такси", расти в рамках текущей модели продуктовых наборов, а также в новых нишах, уже в этом году будет 2-3 новых продукта внутри нашего бренда", — отметили в "Еде".
"Яндекс.Шеф" предлагает выбрать подходящие блюда и заказать набор продуктов на сайте или в мобильном приложении. После оформления заказа все необходимые ингредиенты, расфасованные в нужном количестве, доставят на дом вместе с рецептами для их приготовления. Заказывать ужины можно разово или по подписке: тогда продукты будут доставлять регулярно. Каждую неделю "Шеф" предлагает новое меню, а помимо ужинов клиенты могут заказать наборы для приготовления супов, десертов, смузи, завтраков и блюд для детей, уточнили в компании.
"Когда человек покупает продукты в магазине, он платит не только за сам товар. В цену включены расходы на доставку, рекламу, упаковку, непроданные продукты и так далее. Причем люди тратят не только лишние деньги, но и время, чтобы сходить в магазин, выбрать нужные продукты и донести их до дома. Заказ на дом готовых наборов свежих продуктов с рецептом позволяет питаться разнообразно, не прилагая больших усилий и не переплачивая. Мы рассчитываем, что такой подход к питанию станет не менее популярным, чем заказ готовой еды из ресторанов и кафе", — говорит руководитель "Яндекс.Шефа" и сооснователь "Партии еды" Михаил Перегудов.
Вырасти в сотни раз
Стартап "Партия еды" был запущен Михаилом Перегудовым в 2014 году в Петербурге. На старте Перегудов вложил в "продуктовый конструктор" около 10 млн рублей. В декабре долю в 40% выкупил основатель и президент строительно-инвестиционного холдинга RBI Эдуард Тиктинский. В апреле 2017 года владельцы сервиса привлекли 60 млн рублей от группы инвесторов, возглавляемой совладельцами "Санекст.Про" Владимиром Черкашиным и Сергеем Алешиным. По итогам 2017 года выручка сервиса составила 201 млн рублей, в 2018 году уже 423 млн рублей. Михаил Перегудов в прошлом году стал лауреатом премии "Молодые миллионеры" "Делового Петербурга".
В октябре 2018 года "Партию еды" купило подразделение "Яндекс.Такси". По условиям сделки, "Яндекс" получит в компании долю 83,3%. Еще 16,7% останется у трех совладельцев "Партии еды" — Михаила Перегудова, Филиппа Башьяна и Владимира Черкашина. После ребрендинга в "Яндекс.Шеф" соотношение долей собственников осталось прежним. Вся команда "Партии еды" сохраняется и переходит в "Шеф", с момента сделки она сохранилась в полном составе, к тому же она значительно расширяется, уточнил Перегудов.
После запуска "Я.Шеф" стал подразделением направления "Яндекс.Такси", которое будет работать параллельно с другим сервисом, "Яндекс.Едой". "Мы планируем активно интегрироваться в инфраструктуру "Яндекса" и логичнее делать это с соответствующим именем. Опыт и технологии Яндекса в машинном обучении позволят нам автоматизировать производство, улучшить эффективность логистики (доставлять быстрее и чаще), больше работать над сервисом и быстрее внедрять новые функции", — объяснили там переименование "Партии еды".
По словам основателя бывшей "Партии еды", модернизацию производственной линии в компании начали еще до начала сделки с "Яндексом", понимая, что будет рост. "В начале этого года мы увеличили производственные мощности на 30% и до конца весны планируем увеличить еще на 50%, то есть суммарно у нас будет вдвое больше мощностей, чем в декабре 2018 года. До конца года мы также планируем расширение производства", — отметил Перегудов.
Говоря о модели работы в качестве подразделения "Яндекса", он подчеркнул, что подписка останется приоритетным направлением, однако до конца года планируется запустить 2-3 совершенно новых продукта на базе "Яндекс.Шефа", в том числе совместно с "Яндекс.Едой". "Потенциально рынок продуктовых наборов очень большой, пока проникновение онлайн-торговли в сферу продовольствия невелико, но это очень быстро растущее направление, по оценкам аналитиков, с самыми высокими темпами в цифровой торговле. Поэтому мы рассчитываем, что рынок вырастет в сотни раз", — уверен Перегудов.
На фото: Яндекс.Шеф
Фабрика для доставки
В России и в Петербурге сформировались как основные направления рынка foodtech, так и лидеры: доставка готовой еды из ресторанов или магазинов (Delivery club в Mail.Ru Group, iGooods, "Яндекс.Еда", Instamart), доставка персонализированных продуктов (фермерских, спортивного и функционального питания) и доставка продуктов для приготовления еды ("Шефмаркет", "Партия еды", Elementaree, "Ужин на дом", "Дома вкуснее", "Вкус на дом" и другие). Суммарный объем рынка foodtech в России оценивается в 130 млрд рублей.
Сегмент наборов продуктов с рецептами, по оценкам "Шефмаркета", в 2018 году составил 1,5 млрд рублей. В числе крупнейших игроков по итогам года "Шефмаркет" с выручкой 470 млн рублей, "Партия еды" — 430 млн, Elementaree — 300 млн рублей и еще 5-10 компаний с суммарной выручкой около 300 млн рублей, оценивает представитель "Шефмаркета". В "Яндексе" предложили другое соотношение крупнейших сервисов по выручке – "Партия еды", "Шефмаркет" и Elementaree без указания примерного размера выручки.
Запуск сервиса от "Яндекса" фундаментально не влияет на расклад сил, но может стать причиной ухода с этого рынка мини-компаний, считают в "Шефмаркете". "Продукты с рецептами — это нишевой рынок. Его развитию помогают как работа агрегаторов доставки готовой еды, так и развитие традиционного е-grocery (продажа товаров повседневного спроса). Последнее помогает больше", — отмечает представитель сервиса Сергей Ашин.
В Delivery Club (входит в Mail.ru Group) считают, что появление нового игрока может привлечь внимание потребителей к доставке продуктовых наборов, но одновременно с этим усилится и конкуренция между участниками рынка, поэтому делать прогнозы относительно его динамики сложно. На рынок продуктовых наборов конкурент "Яндекс.Еды" пока выходить не планирует, предпочитая делать ставку на рынок доставки.
"Наши клиенты пользуются Delivery Club для экономии времени, предпочитая заказать еду в том числе домой, а освободившееся от готовки время посвятить семье, образованию или отдыху. Продуктовые же наборы предназначены для тех, кто готов проводить время на кухне, но хочет разнообразить свой рацион. Это нишевой продукт. А доставка готовых блюд из ресторанов — массовый, и от этого существенно более перспективный", — пояснили в пресс-службе Delivery Club.
Источник "ДП", знакомый с расстановкой сил на рынке foodtech, подчеркивает, что нужно воспринимать эту инвестицию "Яндекса" не как новый бренд, который они добавляют в свою "бочку проектов", а как вложения в инфраструктуру направления доставки. По его словам, конверсия на рынке подписных продуктовых продуктов достаточно слабая, она "Яндексу" аудиторию не "привезет" и не даст ощутимую синергию с другими сервисами. Главная цель — протестировать продажи еды на своем производстве.
"Ключевая проблема, которую нужно решать агрегаторам, — это ценообразование. Это управление ценой и качеством продукта, который есть в инвентаре "Яндекса". Они становятся больше и уже забрали на себя всю цепочку с логистикой и продуктом. Дальше другая проблема — все еще очень большая часть маржи оседает у рестораторов, которые многие свои проекты делают из расчета окупаемости год-два. Поэтому ставят достаточно высокую цену. Агрегаторам приходится собирать аудиторию и зарабатывать на дополнительных услугах, акциях и программах, оставляя большую часть выручки у производителей. Собственное производство должно решить эту проблему, и они начинают его тестировать", — считает собеседник "ДП".