Домовладения в давно сданных коттеджных поселках у воды по–прежнему пользуются популярностью у покупателей. Таким благам новых проектов, как инфраструктура и парковые ансамбли, они могут противопоставить обжитое место, завершенные строительные работы и умеренные цены эксплуатации.
Вторичный загородный рынок стабилен. Не нашедшие, а может, и не искавшие себе подходящий дом на первичном рынке покупатели обращают внимание на вторичку. Но, как и в течение последних лет, к серьезным колебаниям спроса и предложения это не приводит.
Не водой единой
"Домовладения, находящиеся в непосредственной близости от воды, всегда пользуются повышенным спросом, — делится своими наблюдениями генеральный директор компании "Ламбери" Алексей Потапов. — Тем более, если земля вокруг них облагорожена ландшафтным дизайном. Как правило, по времени такие дома экспонируются в 2 раза меньше обычных. Именно поэтому в коттеджном поселке "Ламбери" мы выкопали два пруда. В одном разводим карпов. Второй предназначен для купания".
Некоторые эксперты считают, что больше, чем вода, продажам поспособствуют парковые ансамбли и комфортная для жизни среда. "Спрос смещается в сторону насыщенных инфраструктурой проектов, — объясняет штиль на вторичном рынке руководитель проекта Gatchina Gardens Наталья Осетрова. — На морально устаревшие объекты, построенные 10–15 лет назад, он низкий. По сравнению с 2017 годом средняя цена предложения на вторичном рынке загородных поселков выросла почти на 10%. Хотя реальная цена сделки может отличаться в 1,5–2 раза от заявленной изначально".
По данным КЦ "Петербургская Недвижимость", покупателей вторичного рынка обычно интересуют места не далее 60 км от Петербурга. Традиционно популярными остаются объекты у воды. Дешевле всего обойдется участок. В зависимости от площади его цена может колебаться от 2 до 3 млн рублей, что в 2–3 раза дороже, чем расположенного вне близости водоема. За дома в поселках у воды готовы платить больше.
Так, если наличие водоема не принципиально, покупатель старается уложиться в 4–6 млн рублей. Если дом должен быть непременно рядом с водоемом, бюджет увеличивается почти вдвое — до 7–10 млн рублей и больше.
Имеет значение
"У предложения в организованной застройке — в уже сданных коттеджных поселках, построенных в более ранние годы, свои очевидные плюсы, — говорит руководитель КЦ "Петербургская Недвижимость" Ольга Трошева. — Строительство уже завершено, поселок обжит, и понятно, кто твои будущие соседи".
При этом, в отличие от садоводства или деревни, застройка в поселке организована. Его территория охраняется, есть хозяйственные службы. Там часто работают магазины, есть объекты досуговой инфраструктуры. Многие завершенные поселки выполнены в едином архитектурном стиле, и это из–за обилия проектов с участками без подряда тоже ценно.
Вода не всегда может быть главным фактором принятия решения о покупке. "Для покупателей в поселках сегодня гораздо более важна комплексная полноценная инфраструктура, — говорит Наталья Осетрова. — Близость водоема, скорее, дополнительный плюс. Имеет значение также и его качество. Если коттеджный поселок располагается на берегу красивого чистого озера — это всегда дополнительный плюс. Но если вспомнить, например, Финский залив летом, в момент цветения, то находиться у такой воды не всегда приятно. Поэтому близость к воде и наличие необходимой инфраструктуры должны быть взаимоувязаны в единую концепцию".
Дорогие дворники
Увы, домовладения в насыщенных инфраструктурой новых поселках ощутимо дороже вторички. Многих также смущает не только высокая цена покупки, но и эксплуатации.
Понимая важность инфраструктуры, не все покупатели готовы платить за обслуживание столько, сколько требуют управляющие компании или же планируют девелоперы в поселках на первичном рынке. Даже в том случае, когда приобретают коттедж премиум–класса.
"Люди ищут не только дом, но и среду, а также оценивают свои будущие затраты на проживание, — говорит Ольга Трошева. — В новых поселках они немалые. Например, в элитном Terijoki Club, что на берегу Финского залива, ежемесячная стоимость обслуживания составляет порядка 50 тыс. рублей. В поселке Liikola club на берегу Нахимовского озера — 25–40 тыс. рублей. В поселке "Медовое" на берегу реки Пипполовки — около 40 тыс. рублей. В поселке бизнес–класса "Ропшинские пруды" вблизи одноименных водоемов — 8–13 тыс. рублей, в зависимости от площади дома".
Ликвидные проекты
Перспективы загородного рынка Петербурга и Ленобласти выглядят неплохо. Регион с высокой экономической активностью, хорошим инвестиционным потенциалом и превышающими общероссийский уровень зарплатами.
Правда, по мнению Натальи Осетровой, деньги будут тратиться на первичном рынке. "Компенсировать природной уникальностью отсутствие инфраструктуры сегодня уже нельзя, — говорит Наталья Осетрова. — А ценность коттеджных поселков от развитой инфраструктуры зависит напрямую. С ней проект будет ликвидным, остальное — вчерашний день. Это очевидно и покупателям. Там, где инфраструктура развивается, где девелопер вкладывает в нее средства, там хорошая динамика продаж, там растут цены".
Впрочем, стабильность вторичного рынка говорит о том, что не все хорошо зарабатывающие специалисты и управленцы стремятся угнаться за ценами первички.