Правительство обсуждает возможность использования 190 млрд рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ) для компенсации выпадающих доходов бюджета на 190 млрд рублей от увеличения компенсаций нефтяникам за поставки моторного топлива на внутренний рынок. Рассмотреть такую возможность предложено по итогам совещания у председателя правительства Дмитрия Медведева 21 марта, пишут "Ведомости" со ссылкой на три источника.
По их словам, компенсация выпадающих доходов за счет ФНБ стоит первой в списке возможных вариантов с пометкой "рассмотреть возможность". Два других варианта предусматривают повышение акцизов на мазут и средние дистилляты (полуфабрикаты) или повышение налога на добычу полезных ископаемых для нефтяников. Близкий к Минфину источник пояснил изданию, что правила использования средств ФНБ не предполагают направление денег на компенсацию выпадающих доходов. Представитель Медведева на вопросы газеты не ответил.
Нефтяники в качестве одной из мер по борьбе с ростом цен на топливо пообещали в прошлом году правительству увеличить поставки бензина и дизеля на внутренний рынок на 3%. За рубежом топливо сейчас дороже. Если бы поставки на внутренний рынок сохранились на прежнем уровне, то нефтяники заработали бы за первые 3 месяца этого года на 113 млрд рублей больше, подсчитывала Vygon Consulting. 41 млрд рублей за поставку дизеля бюджет компенсировал, но компании и сами заплатили государству 4 млрд рублей за отгрузку бензина.
При высоких экспортных ценах государство доплачивает нефтяникам, чтобы те не поставляли нефтепродукты за рубеж. При низких ценах, наоборот, компании платят бюджету. Сейчас цена отсечения экспортного паритета — 56 тыс. рублей за 1 тонну бензина и 50,5 тыс. рублей за 1 тонну дизеля. В марте на совещании у Медведева чиновники решили снизить цену отсечения до 51 тыс. рублей за 1 тонну бензина и 46 тыс. рублей за 1 тонну дизеля. Минфин тогда подсчитал, что выпадающие доходы бюджета могут составить 120-190 млрд рублей в год. Министерство настаивало на возмещении выпадающих доходов казны.
Правительство не приняло решение увеличить компенсации нефтяникам за поставку топлива на внутренний рынок, вопреки заявлениям по итогам совещания 26 марта. По данным "Коммерсанта", на этом совещании отсутствовал представитель Минфина, где по-прежнему выступают против корректировки демпферной составляющей обратного акциза, которая может принести нефтекомпаниям дополнительно 120-190 млрд рублей в год. Источники газеты допускают вариант повышения НДПИ для отрасли на ту же сумму.