Сбербанк покупает Rabota.ru и обещает сделать из петербургского сайта вакансий крупнейшего игрока на рынке. Пока Rabota.ru значительно уступает HeadHunter и Superjob по базе вакансий и охвату аудитории, но выглядит привлекательнее "русского LinkedIn" — возрожденного портала "Работа в России".
Сбербанк приобретает у текущих владельцев 100% группы компаний, управляющих сервисом поиска работы и подбора персонала Rabota.ru, сообщает пресс-служба госбанка. Стороны подписали юридически обязывающие документы. Ожидаемый срок закрытия сделки — май 2019 года. Курировать дальнейшее развитие платформы Rabota.ru будет Олег Голубцов, главный исполнительный директор classified-сервисов Сбербанка.
Как отметили в Сбербанке, покупка сервиса Rabota.ru позволит госбанку создать на основе существующей компании масштабного игрока рынка. После приобретения портала планируется "глубокая модернизация продуктовой и технологической платформы, выход в новые бизнес-сегменты, в том числе включающие индивидуальные решения как для частных лиц, так и для HR-специалистов на базе возможностей Сбербанка и уникального бренда Rabota.ru", сообщили в пресс-службе Сбербанка. Как именно будет развиваться Rabota.ru, в Сбербанке не пояснили. "Мы планируем инвестиции в модернизацию продуктовой и технологической платформы, а также продвижение бренда Rabota.ru", — сказали там.
"Профессиональный, вовлеченный и добросовестный сотрудник — мечта и один из наиболее ценных активов для любой организации. При этом более частая смена места работы, чем было в прошлом, уже является реальностью нашего времени. И мы очень рады, что миссия Сбербанка "делать жизнь людей лучше, давая им ощущение уверенности и надежности, и помогать им реализовывать их устремления и мечты" как нельзя лучше подходит для этого нового для группы "Сбербанк" направления деятельности", — отметил первый зампредправления Лев Хасис.
Портал Rabota.ru создан в 2002 году. Согласно данным базы СПАРК, порталом владеют две компании. Учредитель сервиса — ООО "Импексхаус", руководитель и бенефициар — Елена Гаврилова. Издатель — ООО "РДВ-софт". Гендиректор этой компании — Александр Самохвалов, совладелец до 2018 года — Елена Гаврилова. В настоящее время совладельцами выступают петербургские ЗАО "Работа для вас" и ООО "Медиа Онлайн". До сделки со Сбербанком Rabota.ru входила в холдинг "РДВ-Медиа", который также развивает газету и сайт "Работа для вас", сайты по выбору учебных заведений "Учеба.ру" и мест для отдыха "Вашдосуг.ру". Глава отдела маркетинга Rabota.ru в Петербурге Александр Слезкин сообщил, что параметры сделки, дальнейшая судьба бренда и его команды пока не раскрываются сторонами. "Мы приветствуем эту сделку, это ключевой партнер, в дальнейшем интеграцию с продуктами Сбербанка и его партнера "Яндекса" не исключаем", — заявил он.
На данный момент на платформе Rabota.ru размещено около 200 тыс. вакансий и более 10 млн резюме. Ежемесячная аудитория сервиса составляет 4 млн человек. В феврале 2019 года активная база резюме выросла на 158%, число вакансий — на 38%. Для сравнения: HeadHunter (hh.ru), крупнейший рекрутинговый сервис на этом рынке, размещает сейчас более 585 тыс. вакансий и более 38 млн резюме. В 2018 году выручка HeadHunter составила 6,1 млрд рублей, чистая прибыль увеличилась более чем в 2 раза, до 1,03 млрд рублей. По данным SimilarWeb, сейчас посещаемость Rabota.ru в 9 раз ниже hh.ru. По данным Liveinternet, лидирует в объеме трафика Рунета HeadHunter, у Superjob — вторая позиция, у Rabota.ru — третья.
На фоне опережающего лидерства HeadHunter и Superjob госбанк выходит на рынок рекрутинга вскоре после старта разработки общероссийской платформы для поиска работы на базе сайта "Работа в России" (trudvsem.ru). Отдельное направление в рамках этого проекта — соцсеть деловых контактов Skillsnet.ru. Российский аналог заблокированной в РФ соцсети профессиональных контактов LinkedIn планируют запустить в рамках федерального проекта "Цифровое госуправление" нацпрограммы "Цифровая экономика". Если сравнить потенциальных конкурентов Rabota.ru под контролем Сбербанка по числу пользователей, то, по данным сервиса SimilarWeb, в декабре 2018 года страницу trudvsem.ru посетили 4,5 млн раз, а сайт skillsnet.ru — 95 тыс. раз. Сайты hh.ru и superjob.ru посетили 42,26 млн и 12,94 млн раз соответственно. Rabota.ru — 8,5 млн.
Примечательно, что Сбербанк, вопреки заявлениям его главы Германа Грефа, пока не спешит пойти по пути ведущих IT-корпораций мира, которые в последние годы начали активно инвестировать и выкупать проекты на рынке онлайн-образования. Так, Alibaba Group купила китайскую образовательную платформу iTutor, LinkedIn — за $1,5 млрд портал Linda.com, российская "Севергрупп" — 40% в "Нетологии", а Mail.Ru Group вошла в капитал сайта Geekbrains и платформы SkillBox.
Президент Superjob Алексей Захаров допускает возможный запуск соцсети деловых контактов на базе Rabota.ru. "С деньгами Сбербанка многое можно — при наличии желания и нужных компетенций", — уверен он. Кооперацию с "Яндексом" на рынке рекрутинга глава Superjob считает сомнительной. "У Сбербанка много партнеров. Вопрос имел бы смысл, если бы Rabota.ru купил не Сбербанк, а "Яндекс". В ближайший год я оцениваю такую вероятность как нулевую. А на длительные сроки в нашем бизнесе нет смысла загадывать", — пояснил Захаров. "Рынок онлайн-рекрутмента в России переживает период достаточно бурного роста, потому появление на нем такого крупного инвестора, как Сбербанк, не вызывает удивления, хотя отраслевая логика приобретения пока не вполне очевидна", — отмечают в HeadHunter.
Директор представительства ИФК "Солид" в Санкт-Петербурге Екатерина Васина уверена, что покупка ресурса Rabota.ru позволит банку создать на базе существующего портала масштабного игрока на рынке. "Сбербанк стремится выходить на новые рынки. В стратегии-2020 госбанк заявил о реализации инициатив, которые позволят ему конкурировать с глобальными технологическими компаниями (Google, Apple, Amazon). Также хочу отметить, что Сбербанк приобретает нефинансовый бизнес и подключает партнеров, которые будут входить в систему банка", — отметила она.