РЖД планируют в течение 6 лет вложить 284 млрд рублей в развитие инфраструктуры на Северо–Западе.
Правительство РФ утвердило долгосрочную программу развития ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) до 2025 года. Это объемный 135–страничный документ, регламентирующий стратегические планы по развитию компании и железнодорожного сообщения по всей стране.
От Калининграда до Владивостока
Общий объем инвестиционной программы на период 2019–2025 годов составляет почти 8,7 трлн рублей. Из них средства компании — около 4,7 трлн рублей, остальную часть планируется привлечь от частных инвесторов.
Согласно документу, в ближайшие 6 лет ОАО "РЖД" должно увеличить пропускную способность Байкало–Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей до 180 млн т, а также подходов к портам Азово–Черноморского бассейна. Планируется увеличение пропускной способности железных дорог, а значит, и увеличение объемов транзитных контейнерных перевозок по стране в 4 раза. В частности, планируется довести время доставки грузов с Дальнего Востока до западной границы России до 7 дней.
Помимо прочего, программа предполагает инвестиции в развитие высокоскоростного и пассажирского сообщения в стране. К примеру, речь идет о создании высокоскоростной магистрали на участке Москва — Гороховец с организацией движения до Нижнего Новгорода. Эти работы входят в так называемый первый этап строительства высокоскоростной магистрали Москва — Казань, а также специализированного пассажирского хода на направлении Центр — Юг: планируется, что пассажирские поезда между столицей и Адлером будут курсировать 16 часов.
Кроме того, в программе говорится о множестве других направлений развития РЖД — от обеспечения уровня безопасности движения и развития сети поставщиков до перехода на цифровую железную дорогу и минимизации кадровых рисков компании.
К морю по железной дороге
Наибольший акцент в программе развития РЖД уделяется железнодорожному сообщению в Центральной России и на Дальнем Востоке. Однако не забыт и Северо–Западный регион.
В частности, в инвестиционной части программы заложены средства на "развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры к портам Северо–Западного бассейна". На эти цели планируется потратить в период 2019–2025 годов почти 225 млрд рублей.
Однако подробностей в инвестпрограмме не содержится. На запрос о деталях этого проекта в пресс–службе Октябрьской железной дороги ответили, что пока не обладают такой информацией.
По словам экспертов, основная "горячая точка" Северо–Западного федерального округа — это развитие железнодорожной инфраструктуры порта Бронка.
"Это порт с большими глубинами по сравнению с морскими контейнерными терминалами, расположенными в центре Санкт–Петербурга. Кроме того, грузы, идущие в Бронку, не пересекают город и снижают нагрузку на улично–дорожную сеть Петербурга. Для нормального дальнейшего развития порта Бронка требуется развитие одноименной железнодорожной станции с созданием там крупного транспортно–логистического центра", — отмечает директор по развитию ИАА "ПортНьюс" Надежда Малышева.
В прошлом году в планах развития портового комплекса Ленинградской области появились два крупных проекта на севере Финского залива. Это новый портовый комплекс в Приморске, который требует строительства железнодорожной ветки, а также угольный терминал в Высоцке рядом с нефтеналивным терминалом компании "ЛУКОЙЛ".
"Туда тоже потребуется проложить железнодорожные пути. Но в планах РЖД на Северо–Западе значительная часть инвестиций — это концессионный проект в Мурманской области по строительству порта Лавна на левом берегу Кольского залива", — рассказывает Надежда Малышева.
Петербургский узел и кольцо
Инвестпрограмма РЖД в Петербурге предполагает два проекта — "развитие городского железнодорожного кольца в Санкт–Петербурге и пригородной зоне", а также "развитие железнодорожного узла транспортной системы Санкт–Петербурга". В первый проект планируется вложить почти 22,7 млрд рублей, во второй — 35,7 млрд рублей.
Как отмечают в пресс–службе городского комитета по транспорту, все характеристики первого проекта станут ясны после того, как РЖД представят концепцию. В целом же речь идет об идее создания внутригородского железнодорожного полукольца — принципиально нового для Петербурга транспорта, который может стать менее затратной альтернативой кольцевой линии метрополитена. "По аналогии с Московским центральным кольцом создание удобных транспортных связей, минующих центр Петербурга и не зависящих от обстановки на дорогах, может стать стратегическим проектом развития федерального масштаба", — отметили в комитете по транспорту.
Проект позволит организовать внеуличную коммуникацию между линиями Петербургского метрополитена и пригородными железнодорожными направлениями, уменьшит нагрузку на общественный транспорт, поможет в решении экологических проблем. В перспективе реализация проекта может способствовать разгрузке центра за счет создания новых скоростных хордовых связей между районами города. Однако пока проект находится на стадии идеи — его детали не проработаны.
Пулково ждет решения
В программе нет упоминаний об организации "Аэроэкспресса" до Пулково. Он должен был реализовываться городскими властями совместно с ОАО "РЖД". В последние несколько лет в администрации Петербурга велась подготовка конкурсной процедуры по определению подрядчика для реализации данного проекта. Однако в конце 2018 года стало известно, что конкурс проводиться не будет и в программу развития РЖД до 2025 года проект не включен. Как подтвердили "ДП" в комитете по транспорту, пока проект приостановлен и ведется работа по поиску альтернативных решений транспортного сообщения с Пулково. Стоимость строительства "Аэроэкспресса" оценивалась в 18,9 млрд рублей.
Теперь среди возможных вариантов рассматриваются такие, как организация автобусного скоростного сообщения, строительство трамвайной линии из Купчино либо строительство отдельной станции метро.