Опять пошли разговоры о возможной покупке "Спартака". Раньше называли Петра Авена, сейчас зазвучали и другие имена — Роман Абрамович и Алишер Усманов.
Но их интерес должен угаснуть после того, как в интервью "СЭ" брат одного из владельцев клуба Леонида Федуна — Андрей, член совета директоров, генеральный директор ООО "Стадион "Спартак", назвал цену — миллиард евро: "При нормальном раскладе, при том интересе, при той базе, которая существует, "Спартак" действительно стоит не меньше миллиарда — это факт. Однозначно".
А вот клуб со сравнимым бюджетом — около 100 млн евро в год, тоже со своим стадионом, чемпион страны прошлого года "Локомотив", ценит себя значительно ниже. В среду появилась информация, что компания "Транстелеком" (основной акционер — ОАО "РЖД") может продать 90,91% акций "Локомотива" другой структуре РЖД — АО "КРП–инвест" — за 3,395 млрд рублей. Таким образом, несложно посчитать стоимость клуба — примерно 3,7 млрд рублей, или около 51 млн евро.
Получается, что "Спартак" стоит как 20 "Локомотивов". Андрей Федун, комментируя интерес Петра Авена к покупке "Спартака", рассказал: "Проводились определенные работы, аудит. Но нужно понимать, что Авен — банкир. Он все посчитал, и стало понятно, что на этом этапе содержание клуба убыточно. То есть нужно регулярно докладывать деньги. С точки зрения голого бизнеса это неинтересно". А с какой точки зрения это может быть интересно? Постройки микрорайона "город на реке Тушино"? (Кстати, что это за река такая — Тушино? Чудеса брендинга.)
Из данных РЖД следует, что убыток "Локомотива" по итогам чемпионского 2018 года составил 136,3 млн рублей. Вот и представьте, что кто–то наивный вдруг купит "Локомотив" у структур РЖД. Снимет с бюджетной компании непрофильную нагрузку. В награду получит запланированные убытки.
Так сколько на самом деле стоит российский футбольный клуб? Чтобы это понять, можно вспомнить историю Эзопа про Ксанфа, который должен был выпить море. Эзоп посоветовал отделить воду моря от воды всех впадающих в это море рек. Так и футбольный клуб без бюджетных вливаний и спонсорских потоков может ничего и не стоить. Сергею Галицкому проще было создать новый клуб "Краснодар", чем тянуть команду с богатой историей и готовыми фанами — "Кубань". Успехи молодой команды, прекрасный новый стадион, атакующая игра и, главное, победы перетянули болельщиков в ряды "Краснодара", пока "Кубань" с ее маловнятной системой финансирования продолжала падение. Перед глазами и недавний пример, когда вместо областной команды "Тосно" (обладателя Кубка России!) дешевле было создать новый клуб — "Ленинградец".
А ведь в 1990–е на матчи "Зенита" ходило 300 человек, игроки, было и такое, как–то получили зарплату сапогами фабрики "Ленвест". И вот представьте, если бы "Газпром" в свое время вложился не в "Зенит", а в петербургское "Динамо"? Неужели не верите, что сейчас бы красавец–стадион был заполнен болельщиками самого северного города–миллионера с баннерами про исторически главный ленинградский клуб (да–да, "Динамо"), про легенду клуба Михаила Бутусова (мальчишки бы рассказывали, как он играл с черной повязкой на правой ноге: бить правой ему запрещали, удар был такой силы, что мяч мог убить человека, так что можно было только левой) и Пеку Дементьева, о любви к клубу Шостаковича и про "один город — одна команда". Скандирование "вперед, за Питер!", портреты известных динамовцев — Юрия Желудкова, тренера Юрия Андреевича Морозова, комментатора Геннадия Сергеевича Орлова. И целование буковки "Д", и игра за ростральные колонны. Что тогда было бы с "Зенитом"?