Операторы "большой тройки" скептически относится к возможному внедрению в телефоны интегрированных sim–карт (eSIM).
По словам экспертов, физические sim–карты на глобальном рынке уже считаются своего рода атавизмом, который во многом мешает развитию отрасли. Благодаря eSIM абоненты могут подключаться к другому оператору, попросту поменяв настройки в телефоне или считав с устройства специальный код. Но Россия пока не стремится осваивать новую технологию.
Карты, деньги, два слота
Например, в "ВымпелКоме" (бренд "Билайн") заявили, что готовятся к тестированию eSIM и изучают правовые и организационные аспекты внедрения технологии. По словам представителя "ВымпелКома", она потребовала бы изменений, в частности, на уровне законодательства и систем информационной безопасности.
"При решении всех этих вопросов действительно могут открыться как новые возможности, так и ограничения для рынка. Внедрение eSIM увеличит важность online–каналов продаж, и мы считаем их развитие одним из основных фокусов стратегии дистрибуции", — подчеркивают в компании.
В "МегаФоне" также "изучают вопрос" внедрения eSIM, но подчеркивают, что использовать технологию на коммерческой основе пока рано. "Мы предвидим существенный рост количества и интенсивности хакерских атак, в том числе в виде подмены операторского профиля в процессе загрузки с последующим отключением устройства или кражи пользовательского профиля eSIM и последующего клонирования на других девайсах", — говорят в пресс–службе оператора.
В Tele2, напротив, высказываются в поддержку eSIM. В компании признают, что это очередной шаг по улучшению клиентского сервиса, который расширит возможности для подключения абонентов.
"Им не нужно идти в салон связи оператора, достаточно будет лишь обеспечить доступ устройства к интернету. При этом eSIM не сломается и не потеряется, как это может произойти с физической sim–картой. Главное требование для обеспечения безопасности подключения — идентификация абонента — будет также соблюдено, как и в случае с физической sim", — рассказали в пресс–службе оператора.
Глава аналитического агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин подчеркивает, что на практике внедрение eSIM помогло бы операторам сократить издержки. "Поскольку мы все сейчас продвигаем digital, позиция операторов выглядит немного странной. Полностью исчезают расходы на логистику (доставку sim–карты до абонента), сокращается время реакции на запрос абонента", — объясняет аналитик.
ФСБ, в свою очередь, также пока не приветствует технологию eSIM, поскольку в таком случае sim–карты могут не поддерживать отечественную криптографию. Технически реализовать это возможно, но затратно: разработчики чипов могли бы отправлять их сначала "шифровальщикам", а уже затем производителям смартфонов.
Облегчить этот процесс можно, наладив производство отечественных sim–карт. Исполнительный директор завода "Розан Файнэнс" Антон Савельев отмечает, что они готовы заняться разработкой eSIM в случае востребованности, тем более что у них уже есть готовый прототип eSIM.
"Но ситуация на рынке такова, что стоимость зарубежных чипов значительно ниже, чем отечественных. Поэтому, чтобы наладить этот бизнес, необходимо как–то ограничить доступ зарубежных аналогов на наш рынок", — рассуждает представитель компании.
К слову, в феврале ФСБ предложила использовать для сетей нового поколения отечественные sim–карты. Но об обязательном их использовании речи пока не шло.
Мелочь, а приятно
По данным аналитического агентства MarketsAndMarkets, в 2018 году мировой объем рынка eSIM достиг $253,8 млн. Ожидается, что к 2023 году он вырастет до $978,3 млн. Зарубежные эксперты подчеркивают, что лидером по внедрению этой технологии станет Северная Америка. При этом сегодня в развитии "вшитых" sim–карт участвуют ведущие игроки мирового телеком–рынка, такие как немецкий Deutsche Telecom и японский Docomo.
В то же время российские операторы, по мнению экспертов, попросту боятся передела телеком–рынка, к которому может привести внедрение eSIM. Одним из факторов, обеспечивающих лояльность абонента, считаются трудности переподключения к другому оператору. "Ранее был еще один способ обеспечения лояльности — проблемность смены номера при переходе на другого оператора. Но в современных российских условиях обеспечивать лояльность потребителей таким образом стало несколько более затруднительно", — рассказывает аналитик Регионального общественного центра интернет–технологий Урван Парфентьев.
"Мне кажется, что сегодня страхи операторов, как и в случае с внедрением смены номера, во многом ложные. Не так уж и много людей переключаются между ними, — размышляет аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. — Вместе с тем в 2018 году абонентская база росла только у Tele2 и виртуальных операторов (MVNO), так что страхи понятны. Конкуренция, безусловно, стала бы выше".
Операторы весьма обоснованно боятся роста конкуренции со стороны MVNO: фактически по удобству подключения они сравняются с традиционными операторами, при этом у виртуальных есть более конкурентоспособные предложения (например, в связи с тем, что они работают на сетях "большой четверки" и лишаются большей части расходов на их содержание). Уже сегодня в России действуют около 10 виртуальных операторов, всего же выдано порядка 60 лицензий на такую деятельность.
В частности, развитие eSIM поддерживает "Тинькофф Мобайл", но с некоторыми оговорками. "Очень важно комплексно подойти к технической реализации требований к eSIM, поскольку у разных операторов разные технические требования к sim–картам. Сети связи уже построены и имеют собственные настройки, так что унификация требований к eSIM должна быть описана крайне взвешенно, с учетом технических особенностей всех участников рынка производства и использования sim–карт", — рассказали в пресс–службе Тинькофф Банка.
Технология eSIM, помимо прочего, считается приоритетной для развития интернета вещей. Показательный пример: еще в 2018 году Docomo и China Mobile договорились о реализации проекта, благодаря которому пользователи умных устройств из Китая теперь могут пользоваться ими и в Японии, переключившись на партнерского оператора. При этом замена sim–карты не требуется.
“
Согласно дорожной карте в следующем году у нас будут принимать поправки к закону "О связи", которые позволят пользоваться eSIM. Операторы пока не горят желанием, но рано или поздно они к этому придут. Поэтому у нас так же, как и во всем мире, массовое внедрение начнется в ближайшие 3–4 года. Сейчас миллиарды рублей тратятся на производство sim–карт, их продажу и продвижение, eSIM позволит операторам сэкономить эти деньги. С другой стороны, много денег было вложено в развитие розничных сетей, и неожиданно оказывается, что все эти инвестиции вылетают в трубу. Салоны связи станут уже не нужны, и поэтому их число будет сокращаться.
Эльдар Муртазин
аналитик Mobile Research group
“
У сотовых операторов есть определенные страхи. Они и правда могут потерять часть абонентов, если переживают за качество своих услуг. Но есть и другая сторона медали: при полной онлайн–дистрибуции снижается стоимость привлечения клиентов к новому продукту. Сейчас пластик все равно нужно втыкать в телефон, поэтому даже при заказе карты через интернет приходится ждать, пока ее привезет курьер. Впрочем, за рубежом внедрение eSIM тоже происходит с шероховатостями — из–за лоббирования операторами своих интересов. По сути, eSIM — это канал, неподконтрольный оператору, но подконтрольный производителю устройств.
Андрей Богданов
генеральный директор НПФ "Беркут", бывший IT–директор Yota