Согласно данным Северо–Западного таможенного управления, объем экспорта из Санкт–Петербурга по итогам прошлого года вырос на 22,5%, составив $23,3 млрд. Большая часть вывозимой за рубеж продукции — по–прежнему минеральные продукты (69%), то есть сырьевой экспорт. Однако объемы выросли и за счет других направлений.
Второе место в доле экспорта (12%) занимают товары категории "Машины, оборудование, транспортные средства". Объем по этой позиции за год вырос с $2,7 млрд до 3,2 млрд. Обеспечили этот успех главным образом судостроители. В прошлом году Адмиралтейские верфи закрыли заказ на поставку дизель–электрических подводных лодок "Варшавянка" для Алжирских вооруженных сил.
Проще своим
Нарастили экспорт и автопроизводители. Объем продаж легковых автомобилей, по данным таможни, вырос на 7%, до $364 млн. Еще $52 млн удалось заработать за счет поставок автокомпонентов (например, Nissan поставляет в Европу запасные бамперы), причем рост к 2017 году зафиксирован почти в полтора раза.
Обращает на себя внимание география поставок. Традиционно ключевым рынком сбыта легковушек остается СНГ (95% всех продаж), однако в числе покупателей готовых автомобилей оказались также Финляндия (250 штук), Великобритания (76 штук), Германия (53 штук) и Китай (51 штука). При этом ближневосточные страны из числа партнеров исчезли. Hyundai, например, уже 2 года как прекратил поставки в Египет.
Зарабатываем на рисках
Неприятным сюрпризом для машиностроительных предприятий оказались санкции. "Силовые машины" поставляли на экспорт до половины своей продукции и планировали довести показатель до 70%. Позже якобы из–за санкций (введены в начале 2018 года) начались трудности с выполнением международных контрактов на строительство ТЭС "Лонг Фу — 1" во Вьетнаме. Работы де–факто оказались заморожены, а речь может идти о разрыве контракта.
"В текущей макроэкономической ситуации слабый рубль, по логике, должен способствовать экспорту машиностроительного оборудования, однако экономики других развивающихся стран также используют данный подход, девальвируя свои валюты. Поэтому большинство производственных российских предприятий стремятся выходить на высокорискованные рынки (Куба, Иран, Сирия, Таджикистан и другие страны), где помимо коммерческих рисков присутствуют политические риски и конкуренция ввиду этого минимальна", — объясняет ситуацию председатель комитета по развитию экспорта и импорта петербургской "Деловой России" Александр Щелканов.
Химия успеха
Продолжает расти экспорт фармацевтического кластера. В 2017 году объем экспорта городских производителей составил $48,5 млн, в 2018 году — уже $53,5 млн. Это неплохой результат, но объемы импорта лекарств в Петербург по–прежнему в 3 раза выше.
В целом доля химического производства в петербургском экспорте пока невысока — лишь 2%. Но даже на конкурентных рынках петербуржцы пытаются бороться за внешние рынки. Так, компания "Новые химические технологии" планирует первые поставки в Китай гелей для мытья посуды, а также гелей для стирки и кондиционеров для белья.
"Да, рынок конкурентный, у них своих производителей хватает. Но сейчас в Китае мода на все импортное, и к российскому производству там хорошо относятся", — говорит Айрат Ситдиков, генеральный директор ООО "Новые химические технологии".
Не зерном единым
После девальвации 2014–2015 годов многие петербургские предприятия вынашивают амбициозные планы накормить внешние рынки. Однако пока, судя по статистике, это не очень удается. В 2018 году экспорт пищевой продукции сократился на 12,5%, составив $1 млрд.
"Не очень–то нужны наши пищевые продукты за границей. А там, где нужны, — это Китай, страны Азии и Среднего Востока, Северная Африка, — доставка делает рентабельность весьма сомнительной. Одно дело везти в трюме алюминиевые чушки, и совсем другое дело — скоропортящиеся продукты", — говорит аналитик ГК "ФИНАМ" Алексей Коренев.
Треть от объема внешних поставок продовольствия — это злаки, то есть, по сути, необработанное зерно. На этом фоне $21 млн экспорта мукомольной продукции кажется каплей в море. Тем не менее на этом направлении первые шаги уже делаются. ЛКХП им. Кирова рассчитывает выходить на рынки Юго–Восточной Азии, Персидского залива, Африки, а также Бразилии. Специалисты оценивают объемы в 10 млн т в год (сейчас — 65 тыс.), однако для этого нужна господдержка.
"Сегодня развитие экспорта муки сдерживает, во–первых, сложная и дорогостоящая логистика, на которую приходится до 20–30% затрат, — объясняет Елена Мамичева, административный директор ЛКХП им. Кирова. — Во–вторых, неравенство условий со странами с государственной поддержкой, Казахстаном и Турцией. В–третьих, неосведомленность иностранных потребителей о преимуществах российской муки и сложности в поиске конечных клиентов на экспортном рынке".
Зато с экспортом алкоголя все неплохо. Причем пиво (рост экспорта на 20%, до $53 млн) продается в СНГ, а напитки покрепче (рост на 10%, до $131 млн) особенно хорошо уходят в Великобританию. Политики ругаются, а бренд Russian vodka остается.