В распоряжении "ДП" оказался отчет Контрольно–счетной палаты о проверке ГУП "Горэлектротранс". Ему вменяют и то, за что отвечать должны явно другие. В отчете фигурируют "Блокадная подстанция" и трамвай "Чижик".
Отчет Контрольно–счетной палаты (КСП) размером почти с сотню страниц содержит множество претензий.
Главное — в период с 2016 по 2018 год "Горэлектротранс" (ГЭТ) направлял на оплату расходов, не связанных с перевозкой пассажиров, средства, которые компенсировались субсидией из бюджета на осуществление перевозок, что не допускается правовыми нормами.
Расплатился за подстанцию
В частности, в 2016 году на компенсацию затрат ООО "Ройял Гарденс Отель" ГЭТ потратил 313,5 млн рублей. В КСП полагают, что ГЭТ внес недостоверные показатели по доходам от перевозки пассажиров в план финансово–хозяйственной деятельности в том году.
"Их (доходы. — Ред.) уменьшили на 313,5 млн рублей, которые пошли на компенсацию расходов по договору с "Ройял Гарденс Отель". При этом объем доходов должен формироваться исключительно за счет выручки от реализации проездных билетов. Поскольку они уменьшили размер доходов, увеличилась сумма субсидии из бюджета", — уточняют в КСП.
Инвестиционный договор между ГЭТ и "Ройял Гарденс Отель" в 2010 году был заключен для перебазирования тяговой подстанции № 11 "Комсомольская" на набережной реки Фонтанки. На ее месте компания, которую в 2013 году приобрела "Группа ЛСР", хотела возвести гостиничный комплекс. Но градозащитники выступили против, так как речь шла о построенной в конструктивистском стиле подстанции, дававшей ток трамваю в блокадном Ленинграде.
После продолжительной борьбы ее признали памятником, и "Группа ЛСР" не смогла приступить к проекту.
Однако компания успела выполнить инвестиционные условия более чем на 400 млн рублей и потребовала компенсацию.
Комитет по транспорту планировал возместить затраты "Группе ЛСР" именно через субсидии ГЭТ: 313,5 млн рублей в 2016 году и 116 млн рублей в 2017 году. Как пишет КСП, комитет по транспорту признал 313,5 млн рублей затратами ГЭТ и учел их при расчете субсидии в 2016 году. Виновным в этой ситуации аудиторы считают ГЭТ, который "оплатил расходы инвестора "Ройял Гарденс Отель", чем причинил ущерб Петербургу".
"Это решение (как о заключении договора, так и о его расторжении) лежит за пределами компетенции "Горэлектротранса". В данном случае "Горэлектротранс" исполнял решение соответствующих исполнительных органов власти Петербурга. Размер компенсации затрат контрагента также устанавливался профильными органами власти", — прокомментировали "ДП" в пресс–службе ГЭТ.
История с "Блокадной подстанцией" была довольно шумной, и все решения — как о начале этого проекта (при Валентине Матвиенко), так и о его прекращении (при Георгии Полтавченко) — принимались, очевидно, на самом верху. Но ответственность всегда несут исполнители.
"Чижик" забрал 10%
С 2016 по 2018 год "Горэлектротранс" потратил почти 29 млн рублей на демонтаж трамвайных линий в рамках заключенного Смольным с ТКК концессионного соглашения по созданию в Красногвардейском районе скоростного трамвая "Чижик". Эти расходы были компенсированы субсидией бюджета на перевозку пассажиров, хотя никак с ними не связаны. В ГЭТ отвечают, что так было предусмотрено распоряжением правительства Петербурга с учетом условий, определенных в концессионном соглашении.
Но КСП виновным здесь видит "Горэлектротранс".
К слову, из–за "Чижика" предприятие перестало обслуживать ряд трамвайных маршрутов с наибольшим пассажиропотоком, доля которых в структуре общего пассажиропотока достигала почти 10%. Из–за этого в 2018 году доходы от перевозки пассажиров упали, хотя ранее каждый год они росли и превышали уровень инфляции, отмечают в ГЭТ.
"Чтобы перераспределить работу предприятия и обеспечить ее эффективность в условиях реализации концессионного соглашения, "Горэлектротранс" усилил трамвайные маршруты № 23, 39, 65 и продлил трамвайный маршрут № 3, а также развил крупнейшую в России маршрутную сеть нового вида транспорта — троллейбусов с увеличенным автономным ходом (электробусов с динамической зарядкой)", — пояснили в ГЭТ.
И другие земли
Ущерб городскому бюджету, по мнению КСП, "Горэлектротранс" нанес также тем, что не зачислил плату по соглашению об установлении сервитута в отношении части земельного участка на Среднем пр., 77Ф. Участок был предоставлен предприятию в аренду в 2016 году. Осенью 2017 года ГЭТ заключил с ООО "Нью Хаус" соглашение об установлении сервитута, чтобы обеспечить проход и проезд техники и рабочих при строительстве многоквартирного жилого дома на соседнем земельном участке.
"По законодательству деньги от "Нью Хауса" должны были поступать в бюджет, однако деньги приходили на расчетный счет ГЭТ, они учтены в составе прочих доходов предприятия. В итоге в бюджет в общей сложности не поступило 1,8 млн рублей: 216 тыс. рублей в 2017 году и более 1,5 млн рублей в 2018 году", — полагает КСП. ГЭТ ссылается на другие законы (п. 3 ст. 39.25 Земельного кодекса РФ), согласно которым плата в данном случае должна поступать арендатору, то есть ему. "Следовательно, не идет речи о нанесении ущерба городскому бюджету. В данном случае следует говорить об исключении задвоения оплаты за один и тот же участок", — отмечают в ГЭТ.
Вопросы у КСП возникли по еще одному участку — на Пискаревском пр., 4Ц, который предоставлен ГЭТ в аренду для размещения тяговой подстанции. Аудиторы полагают, что предприятие незаконно распорядилось этим госимуществом, предоставив его в аренду ООО "Фаэтон–Аэро" (с октября 2018 года — ООО "Развитие территорий"). "Более 12 лет (с 2002 по 2015 год) земельный участок, находящийся в собственности Петербурга, фактически незаконно и неправомерно использовался "Фаэтон–Аэро" для строительства и размещения АЗС", — отмечают в КСП.
"Замечания к данному договору не имеют отношения к деятельности "Горэлектротранса", а касаются порядка распоряжения землей под контролем комитета имущественных отношений (КИО). За период с 2012 по 2019 год КИО проверял ГЭТ на предмет надлежащего использования имущества предприятия и не выявил нарушений в части использования рассматриваемого земельного участка", — заявляют в ответ в "Горэлектротрансе".
При этом, как пишет КСП, в 2015 году КИО решил признать договор между ГЭТ и "Фаэтон–Аэро" недействительным, но пропустил срок исковой давности. В итоге суд признал за компанией право собственности на долю АЗС.
Из ГУПа в ГБУ
В завершение Контрольно–счетная палата делает вывод, что заниматься перевозкой пассажиров городским электрическим транспортом может унитарная некоммерческая организация (государственное учреждение) по государственному заданию. Тем самым будет обеспечен должный контроль за использованием городского имущества, а также нормирование затрат. В "Горэлектротрансе" считают такую правовую форму, как ГБУ, для транспортного предприятия полного цикла нежизнеспособной и не соответствующей общемировой и отечественной практике.
В свою защиту ГЭТ подчеркивает, что субсидии из бюджета представляют собой не финансовую поддержку предприятия, а возмещение недополученных расходов при перевозке льготных категорий пассажиров (их более 50% на социальном транспорте) и работе по регулируемому тарифу.