Выше шаг. Зачем Петербургу надземные пешеходные переходы

Автор фото: Евгений Асмолов

Почему по воздуху — не всегда лучше, чем под землей. Какие пешеходные переходы идут Петербургу.

Появление пешеходных переходов над улицами часто вызывает у горожан недовольство: пересечь дорогу по зебре быстрее, чем подниматься и спускаться по многочисленным ступеням. Но надземные мосты все–таки имеют право на существование. "ДП" решил выяснить, в каких случаях они необходимы и на что должны быть похожи.
В советское время в Ленинграде переходы над улицами не строили, говорят краеведы Дмитрий Витушкин, Виктор Мудров, Алексей Алексеев и Денис Шаляпин, которые по просьбе "ДП" изучили этот вопрос. Пешеходные мосты возводились над железнодорожными путями, преимущественно на станциях. Тогда только один переход выполнял обе функции, соединяя платформы и между собой, и с противоположной стороной улицы, — на станции Навалочная у Нефтяной дороги.
По мнению Дмитрия Витушкина, убирать зебры в городской застройке Ленинграда не имело смысла из–за небольшого трафика. Но когда это все же требовалось сделать (на оживленных перекрестках) — сооружали подземные тоннели: на Невском и Лесном пр., Ивановской ул. В некоторых местах они служат и входом в метро — на станциях "Невский проспект", "Ленинский проспект", "Выборгская", "Новочеркасская".
Все изменилось в 2000–х годах. Надземные переходы нависли над Приморским, Дачным, Витебским пр., Приморским, Пулковским, Киевским и Московским шоссе, Рабфаковской ул. "ДП" насчитал 19 таких мостов.

В небе "креветка" и "краб"

С надземными переходами все не так просто — выявился ряд проблем. Главный редактор популярного интернет–паблика "Новости Купчино" Павел Швец заверяет "ДП", что с появлением над пр. Славы характерных конструкций, прозванных в народе "крабом" (на перекрестке с Будапештской ул.) и "креветкой" (возле Белградской) читатели не перестают заваливать редакцию жалобами: то на разбитые бетонные ступени, то на лед на них. Главное, что не устраивает горожан, — длинный маршрут, по которому теперь они вынуждены ходить.
"Надземные переходы по сути стали преградой для многих пенсионеров, разделив наш район на две половины. Кто–то даже специально едет в соседний Московский, чтобы там перейти дорогу по земле и вернуться на общественном транспорте назад. Другие просто перебегают магистраль, лавируя между машинами. Но главное — переходы не уменьшили количество пробок на пр. Славы, перекрестки под ними никуда не делись", — делится наблюдениями Швец.
Вероятно, можно было бы сохранить для граждан возможность выбора между надземным и наземным переходами. Проблема с "креветкой" и "крабом", судя по всему, нервирует купчинцев настолько, что оказалась на прошлой неделе в фокусе внимания врио губернатора Александра Беглова.

Необъяснимо интенсивный синий

В 2011 году два надземных перехода попали в так называемую Черную книгу Петербурга, которую издает Всемирный клуб петербуржцев. Речь идет о постройках над Приморским пр. в Новой Деревне.
"Они небольшие, однако выглядят громоздко. Там много якобы дизайнерских придумок, которые на самом деле не имеют никакого отношения к объекту. Арочки, являющиеся чистой декорацией, необъяснимо интенсивный синий цвет остекления. Множество ляпов, которые, на мой взгляд, позорны", — сказал "ДП" профессор, член клуба и бывший главный художник Петербурга Иван Уралов.
По мнению эксперта, в таких местах, как Приморский пр. в Новой Деревне, нужно делать подземные переходы, поскольку они не "перекрывают довольно приятные виды".

На живую нитку

Самые необычные переходы для города на Неве спроектировало ЗАО "Институт "Гипростроймост — Санкт–Петербург". Два находятся над пр. Славы, еще один — над Таллинским шоссе около гипермаркетов в Старо–Панове. Мосты замысловатой формы имеют длинные пандусы, при этом у них отсутствуют защитные "теплицы".
Проектировало надземные переходы и ООО "Инжтехнология". В его портфолио, например, мосты над съездом с пр. Обуховской Обороны на наб. Обводного канала и над Пулковским шоссе перед тоннелем. Гендиректор компании Борис Шендерей уверен, что подход к созданию этих объектов требуется иной, не тот, что практикуется сейчас: "Должна быть легкая, воздушная архитектура, чтобы переход был похож на тонкую серую нитку".
Он посетовал, что многочисленные требования к мостам, особенно необходимость делать их теплыми и непродуваемыми, сводят на нет попытки сконструировать их архитектурно привлекательными. Оба перехода, выполненные по проекту "Инжтехнологии", тоже крытые. Борис Шендерей признает, что идеальными их назвать нельзя.
"Я считаю, что лучше всего подземные переходы. Но с лифтом, а не с длинными спусками, которые занимают много места", — подчеркнул эксперт.
Гендиректор ООО "Симметриа архитектурное бюро" Александр Стругач напомнил "ДП", что проблемы слишком длинных мостов, как над пр. Славы, в 2013 году попытались нивелировать. Теперь взамен пандусов требуется установка подъемных устройств (лифтов, эскалаторов).

Обитаемый мост

Надземный переход может служить даже торговым центром, как это произошло на пр. Испытателей с "Миллер–центром". В таком случае "мост всегда будет обитаемым, ведь это торговая улица или даже теплое здание с обжитыми пространствами, а не холодная и не слишком ухоженная бетонно–пластиковая труба, куда люди иногда боятся заходить в одиночку", — говорит Александр Стругач.
По его словам, с архитектурной точки зрения открытый мост — "почти всегда выигрышный вариант". Но можно выполнить красиво и крытый переход: "В 2011–2012 годах мы делали проекты железнодорожных переходов с остеклением из немецкого стеклопрофилита (длинные стеклянные армированные балки–швеллеры) — прекрасный качественный материал. Тогда все проекты успешно прошли государственную экспертизу. Правда, до сих пор они не реализованы".

Дорого, да мило

Эксперты сходятся во мнении, что все–таки лучше всего для города подземные переходы. Они, правда, в 3–4 раза дороже. Однако наметилась положительная динамика. Если еще 5 лет назад комитет по развитию транспортной инфраструктуры называл такие проекты "труднореализуемыми" из–за "плотности существующей застройки, многочисленности подземных коммуникаций, а также необходимости полного закрытия движения транспорта на период строительства", то только за 2017–2018 годы появились пять подземных переходов под Дунайским пр. и два — под Пискаревским. Участвовавший в проектировании развязки на Дунайском Александр Стругач подчеркнул, что переходы оборудованы лифтами–подъемниками и облицованы высококачественным природным камнем. "В плане финансирования это был наполовину федеральный объект, отсюда и такие беспрецедентные возможности", — сказал он.

Справочно

В Петербурге бывали случаи, когда "с участием" надземных переходов случались ДТП. Самый серьезный инцидент был в 2012 году на Пулковском шоссе, у Дальней Рогатки. Тогда негабаритный грузовик снес всю восточную половину моста, после чего она упала на дорогу и перекрыла движение. Фиксировались и менее серьезные наезды — когда поднятый кузов самосвала разбил пластиковую "теплицу".