26 апреля вышел новый клип группы Rammstein — Radio. Режиссером видео выступил Йерн Хайтманн, который раньше уже работал с Rammstein и другими немецкими группами — Oomph! и In Extremo.
Как и предыдущий клип группы, Deutschland, новое видео вышло за пределы чисто музыкального проекта и превратилось в самостоятельное высказывание. Для немецкого коллектива стало традицией выпускать стильное, оригинальное, провокативное видео с тем, чтобы стимулировать зрителей на немедленный поиск скрытых смыслов.
А вот эти женщины с лозунгами на голой груди — это отсылка к движению Femen? А почему возле здания, где маршируют полицейские, висят флаги Евросоюза, хотя по сюжету это вроде альтернативная Веймарская республика? А почему в конце клипа флаги Евросоюза становятся красными? А это стеб над нацистской Германией, СССР или современным Евросоюзом? Почему женщины совершают развратные действия с радиоприемниками и что вообще здесь происходит?
Если предыдущее видео группы охватило двухтысячелетнюю историю, то теперь мы видим сплав разных десятилетий века двадцатого — тут тебе и двадцатые, и пятидесятые, и очевидные намеки на тоталитарный китч Третьего Рейха, а протестующие женщины с плакатами "Мое радио принадлежит мне" — прямиком из протестных шестидесятых. Радиоприемники показаны, кажется, чуть ли не всех поколений сразу. А полицейские в странных масках танцуют у здания "Мессе Берлин", которое было перестроено в нынешнем виде в 1937 году.
Больше всего это похоже на альтернативную Веймарскую республику. Тем более что современный Евросоюз, конечно, больше напоминает угар и раздрай Веймара, нежели орднунг Третьего Рейха (жирнейший намек в концовке). Здесь Rammstein ударили в точку.
Стеб над современной Европой? Безусловно, но не только. Radio — тотальное издевательство над всем вообще, глумливое переосмысление, запредельно жирная эстетизация истории.
Мы пока не знаем, кого оскорбит новое видео. На момент публикации заметки никто вроде не пострадал. Помнится, на предыдущий клип оскорбились, кажется, все, кто только мог, но любим мы Rammstein не за это. В конце концов, оскорбить всех на свете — дело нехитрое, особенно если это основная и единственная цель. Здесь же дело в другом.
Radio — попытка осмыслить становление информационной эпохи, в которой мы живем. Где кончается свобода информации и начинается пропаганда? Существует ли свобода информации в принципе? Действительно ли мы получаем ту информацию, которая нам нужна?
В 2019 году информация — наш наркотик, наш алкоголь, наш секс и самая большая зависимость. Персонажи клипа не могут жить без радио — одни видят в нем Бога, другие ищут в нем удовлетворение, третьи поднимают его на знамена свободы. Отрежьте человека от внешнего мира, и он полезет на стену, как те женщины на черно-белых баррикадах.
А поэтому — какая, в сущности, разница, слышим ли мы один голос или тысячу? Главное, что мы слышим голос, и нам это нравится. Действительно ли мы свободны в потреблении информации? Быть может, между видимой свободой и тотальным запретом не такая большая разница, как нам кажется. Быть может, мы часто считаем собственным выбором то, что продиктовано по радио или с экрана смартфона.
И нам это нравится. Это нормально.
Все это, само собой, безоценочно: со своими плюсами и минусами. Просто это есть, и нам с этим жить.
А любимые с детства немцы из Rammstein, кажется, нашли свою новую нишу в провокативно-эстетическом переосмыслении современности через историю. Ждем еще.