А вот нашествия роботов, которые оставили бы без работы целые сектора экономики, пока не наблюдается.
По данным Петростата, в городских компаниях (без учета субъектов малого предпринимательства) трудится 1,5 млн человек — это на 3,4% больше, чем годом ранее.
На туристическом сырье
Наибольший прирост среди отраслей, согласно официальной статистике, демонстрируют гостиницы и рестораны: +21,4% (30,1 тыс. человек). Тренд объяснимый: в 2018 году в город приехали 8,2 млн туристов (+9,3%). Кроме того, такая работа наименее подвержена автоматизации. Люди платят за то, чтобы им улыбнулся официант.
Продолжает оказывать влияние на рынок и "эффект "Газпрома". Согласно Петростату, рост занятых в добывающей отрасли за год составил 15,2%. Этих счастливчиков не очень много, всего–то 2,2 тыс. человек, но у них самые высокие в городе зарплаты: в январе было 172 тыс. рублей — в 3 раза выше, чем среднее значение по Петербургу. И кадры продолжают набирать. "На протяжении всего 2018 года в профобласти "добыча сырья" наблюдался уверенный прирост вакансий. Эта же тенденция продолжается и в текущем году. Так, в феврале 2019 года количество предложений выросло на 30% по сравнению с аналогичным месяцем 2018 года", — говорит представитель HeadHunter по Северо–Западу Ирина Жильникова.
Нужны программисты
Сегмент информатизации и связи, согласно Петростату, тоже подрос. В нем трудится 61,6 тыс. человек (+15,1%). Но это не чистая статистика, потому что программистов сейчас набирают в самые разные сферы, а не только в специализированные компании. Каждая пятая вакансия в Петербурге сегодня ориентирована на IT. Людей не хватает — на одну позицию приходит лишь два–три резюме, тогда как нормой на рынке считается пять–шесть.
"Сегодня Санкт–Петербург можно по праву считать IT–столицей России. Большое количество IT–компаний именно в нашем регионе объясняется более низкой, чем в Москве, стоимостью запуска бизнеса, аренды помещений и так далее", — обращает внимание директор по продажам кадрового агентства "Анкор" на Северо–Западе Михаил Абгарян.
Он также отмечает рост спроса на персонал со стороны фармацевтических компаний, поскольку они продолжают открывать производственные площадки на территории региона.
"Мы отметили большой интерес топ–менеджеров к работе в перспективных высокотехнологичных проектах. Позитивный тренд 2018 года для нас — увеличение числа заказов от клиентов, работающих в инновационных отраслях экономики, — фиксирует итоги 2018 года генеральный директор кадрового бюро "Охота" Александр Перцовский. — В 2018–м наш портфель заказов по Петербургу и, соответственно, комиссионные выросли на 25%. Многие вакансии были связаны с потребностями заказчиков в стратегическом развитии, а не с вынужденными заменами сотрудников на уже существующих позициях".
В Москву
Вместе с тем, отмечают работодатели, найти управленца высшего звена для компании федерального уровня нелегко — многих уже давно позвала Москва. "Среди тех специалистов, которые по каким–то причинам не готовы переехать в столицу, немногие имеют опыт принятия решений на уровне целой страны. Те, у кого подобный опыт есть, как правило, курсируют между несколькими крупными компаниями. В целом мы можем отметить, что рынок труда становится все более сложным во всех регионах России, а не только в Петербурге", — комментирует директор по управлению талантами региона Восточная Европа, Пивоваренная компания "Балтика", часть Carlsberg Group Наталья Восс.
Дешевый труд навсегда
Ключевая проблема Петербурга, как и всей России, в том, что люди много работают, но толку от этого, если посчитать в долларах США, мало. Как рассказал в феврале на Международном форуме труда в Петербурге глава Счетной палаты Алексей Кудрин, по производительности труда РФ находится на уровне 1980–х годов стран G7. Даже в Турции показатель в 1,5 раза выше.
На том же форуме петербургские власти провозгласили, что уж наш–то город может себе позволить повышать производительность хотя бы на 5% ежегодно. Для этого в Петербурге начали реализовывать нацпроект "Производительность труда и поддержка занятости". Он откроет бизнесу доступ к займам на техперевооружение под 1% от Фонда развития промышленности, к грантам на НИОКР от фонда "Сколково", налоговым преференциям, льготным кредитам.
Кроме того, предприниматели смогут принять участие в экспортном акселераторе для выхода на новые рынки. В программе будет участвовать около 1200 предприятий, делились прогнозами представители Минэкономразвития.
Без позитива
Однако в последний раз производительность труда росла на сопоставимые 6,5% в 2011 году. Через год рост показателя составил уже 3,1%, а затем застрял в интервале от 0,4% (2013–2014 годы) до 2% (2016 год). Более свежих цифр пока нет, но эксперты сомневаются, что они будут позитивными. Чтобы росла производительность, требуется заметный экономический рост.
По словам доцента НИУ ВШЭ в Санкт–Петербурге Елены Кудрявцевой, модернизацию провели те предприятия, которые могут быть уверены в платежеспособном спросе — например, пищевые комбинаты. А также новые предприятия, где инвестор изначально начинал производство с современным оборудованием.
Так что хорошая новость в том, что роботы нас в ближайшее время точно не заменят и безработица городу не грозит. Плохая — платить за это мы будем собственными зарплатами и отставанием эффективности.