Проект строительства обхода Мурино справа движется с большим трудом: слишком много разнонаправленных интересов встретились на перекрестке будущего шоссе и Муринской дороги
Власти Ленобласти отправили в Главгосэкспертизу проектную документацию по дороге в продолжение Пискаревского пр. до трассы Петербург — Матокса, она же обход Мурино справа. Сделать это областные чиновники готовы были еще летом 2018 года, но пришлось ждать городских коллег, которые затянули с документацией по 850–метровому участку на территории Петербурга. В бэкграунде истории — противостояние тех, кому нужна эта дорога, и тех, кто пользуется пересекающей ее Муринской.
Обходим справа
Решение о строительстве дороги в створе Пискаревского пр. администрация Ленинградской области приняла еще в январе 2015 года. Тогда четырехполосная трасса протяженностью 7,6 км заявлялась как платная, а ее стоимость оценивалась в 2,5 млрд рублей. Среди инвесторов называли банк ВТБ24, еще часть средств в качестве софинансирования область собиралась получить от системы "Платон". Проект планировки территории (ППТ) под новую дорогу собирались подготовить к концу 2015 года.
По прошествии более 4 лет ориентировочная стоимость магистрали возросла до 5,5 млрд рублей. Про инвесторов уже никто не говорит, областные власти рассчитывают только на собственный бюджет и просят денег в Москве. Но даже если федералы сейчас раскошелятся, приступить сразу к строительству не получится. Поскольку дорога проходит по территории двух регионов, для нее нужно два ППТ. Ленобласть по своей части утвердила его октябре 2017 года. Участок протяженностью всего 850 м на городской территории затормозил весь проект.
Пока с Петербургом пытались увязать все решения, областные чиновники плотнее занялись другой дорогой в закадье — в створе Гражданского пр., которую еще называют обходом Мурино слева. За эти годы для нее сделали "прокол" под КАД, а также приступили к строительству съездов с кольцевой.
"Наша позиция изначально состояла в том, что надо параллельно делать оба обхода, ведь ключевая идея создания магистралей — вывод транспортного транзита из жилых кварталов. Плюс это дополнительные выезды из города в область", — объяснял глава дорожного комитета Ленобласти Юрий Запалатский.
На уровне второго этажа
Под конец 2015 года стало известно, что проект новой дороги не понравился "Группе ЛСР", поскольку магистраль должна была пройти по территории, где девелопер строил ЖК "Новая Охта" и собирался приступить к возведению ЖК "Цветной город". По предложению проектировщиков трассы ЗАО "Петербург–Дорсервис" рядом с будущими жилыми домами должна была появиться двухуровневая развязка.
"Она будет находиться на уровне 2–3–го этажей, транзитное движение посреди спального района — это вообще сомнительная идея", — заявлял тогда на одном из совещаний в правительстве Ленобласти бывший в то время заместителем гендиректора "Группы ЛСР" Александр Вахмистров.
Урегулировать вопрос должны были к концу декабря того же года, но дело затянулось на пару лет. В декабре 2017 года дорожный комитет Ленобласти заявлял, что только–только получили согласие собственников земли для утверждения ППТ по городскому участку. Утвердить его планировали до 1 июля 2018 года, однако только нынешней весной проектировщики представили документацию на публичных слушаниях.
Приоритет в движении
Заказчиком разработки ППТ выступает ООО "ИнвестКапитал", дочерняя структура компании "ЦДС". Поэтому проектировщики в первую очередь учитывали интересы этого застройщика.
"ЦДС нужен транзит в область. У ЛСР пожеланий было больше, они хотят обеспечить транзит по другому направлению — по Муринской дороге, поскольку есть интерес в соседних земельных участках", — сообщил на публичных слушаниях представитель "Петербург–Дорсервиса" Евгений Анисимов.
Как пояснил проектировщик "ДП", компания "ЛСР" хотела, чтобы был обеспечен удобный подъезд к их ЖК, поэтому и обсуждался вопрос приоритета движения по Муринской дороге, а не по перспективному продолжению Пискаревского пр. "Был даже вариант пустить путепровод по Муринской дороге, а не по дороге в створе Пискаревского, но получалась большая кривизна объекта, он был бы технически очень сложным и дорогим", — рассказал Анисимов.
Также ЛСР предлагала построить кольцевую развязку в одном уровне, но она бы не справилась с потоками транспорта уже спустя 2 года. "Из–за этого и были разногласия с ЛСР — нужно было менять схему организации дорожного движения", — пояснил проектировщик.
"Нас полностью не устраивали планировочные решения по створу и развязке, так как они не учитывали необходимость обеспечения устойчивой транспортной связи жителей двух ЖК — "Новой Охты" и "Цветного города", — заявили "ДП" в ЛСР, — сейчас планировочное решение изменилось. Примыкания дороги к уже запроектированным жилым домам теперь нет".
Однако в приоритете все же осталась новая дорога в сторону области. Пискаревский пр. после КАД будет подниматься на второй уровень (путепровод) и транзитом уходить на север. Чтобы свернуть на Муринскую дорогу налево, под путепроводом установят светофор, направо — сделают дополнительную полосу с поворотом направо. Без учета путепровода продолжение Пискаревского пр. будет четырехполосным.
Жители против
Несмотря на то что формально выезд на Муринскую дорогу будет обеспечен, говорить об устойчивой транспортной связи не приходится.
"Сейчас в ЖК "Новая Охта" проживает порядка 50 тыс. человек, в ближайшие время построят еще 40 домов. Мы не очень понимаем, как мы будем выезжать, если сначала построят развязку, а потом, как обещает комитет по транспорту, в 2038 году, может быть, нам продлят проспект Маршака. До этого времени мы просто будем стоять. У нас есть только один выезд — Муринская дорога, и эта развязка ее просто остановит, поскольку мы должны будем пропустить трафик из области", — объясняет житель ЖК "Новая Охта" Михаил Зямулич.
Строго говоря, по Муринской дороге можно поехать и в другую сторону — к развязке у Токсовского шоссе. Но она принимает на себя всех жителей Мурино, Нового Девяткино и поток машин из области, поэтому в часы пик пробки на ней еще больше.
По словам местных жителей, в вечерний час пик без всяких развязок машины стоят до съезда с КАД в три полосы по 40 минут. Светофор, который предлагают установить, дополнительно остановит этот поток.
"Куда мы еще дальше грузим Пискаревский пр., который в данный момент загружен на 98% от своей мощности? Мы хотим туда еще добавить машин из области и новых жилых комплексов?" — возмущались жители на общественных слушаниях.
Впрочем, компании "ЦДС" и "ЛСР" отрицают наличие трений из–за этой трассы.
"Никакого конфликта не было, мы искали правильное решение. Речь шла не просто о дороге, а о том, что на эту дорогу необходимо организовать выезды как от нас, так и от них, сделать систему развязок. И мы решили эти вопросы. Никакого противостояния с ЦДС не было", — пояснил "ДП" Александр Вахмистров. В ЦДС наличие конфликта тоже отрицают, как и в целом заинтересованность в этой дороге.