Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) подготовил поправки к федеральному закону "Об объектах культурного наследия…", которые сделают возможным запрещенное прежде строительство на территории памятников и упростят процедуру отказа в присвоении охранного статуса.
К существующему в законе № 73–ФЗ прямому запрету на капитальное строительство на территории памятников хотят добавить исключение: собираются разрешить регенерацию, то есть восстановление историко–градостроительной среды (планировок, объемов или стилистических решений) методом реконструкции и строительства. Правда, в комментарии для "ДП" в КГИОП отметили, что завуалированно существующая редакция уже позволяла подобные действия — как работы по сохранению. Проектом же предлагается более четкое определение регенерации — напротив, сужающее, как уверяют в комитете, сферу применения этой нормы. Также КГИОП намерен позволить строить инженерные сооружения (вроде котельных). Запрет на их постройку "сильно ограничивает возможность функционального использования памятника и приводит к большему количеству бесхозных объектов", сказали в комитете. Отдельно оговариваются лифты. Это, очевидно, должно обезопасить комитет от историй вроде той, что произошла с Михайловским дворцом. Недопустимость устройства нового лифта была одним из аргументов общественных активистов, остановивших проект реконструкции внутреннего двора Русского музея.
Ремонт памятников разделяется на текущий (не затрагивающий предметы охраны) и капитальный. "Предлагаемое разграничение понятия ремонта на два вида обусловлено тем, что многие нарушения вызваны именно чрезмерно сложной процедурой согласования простых работ", — пояснили в комитете. Очевидно, новая процедура может упростить перепланировку квартир.
Решения о включении в список памятников (и исключении из него) выявленных объектов предложено принимать без требуемой ныне историко–культурной экспертизы. Эта норма коснется тех зданий, что взяты под охрану до 15 июля 2009 года, то есть до вступления в силу утвержденного правительством РФ положения об экспертизах. Таких более 2,8 тыс., ныне комитет может принимать решения не более чем по сотне в год. "Когда объекты массово включали в список выявленных для дальнейшего изучения, не предполагалось, что в дальнейшем будет настолько сложная процедура", — пояснили в КГИОП.
Исключается требование об обязательном опубликовании актов экспертиз в интернете — в комитете считают его избыточным. Уходит пункт о том, что экспертиза обязательно должна происходить до начала работ: порядок проведения отдается на откуп федеральному правительству. Зато подчеркивается, что эксперты несут ответственность за свою работу. Исключается и статья, посвященная выдаче собственникам паспорта объектов культурного наследия. "В настоящее время более подробные учетные сведения содержатся в Едином государственном реестре объектов культурного наследия и в охранном обязательстве", — пояснили в комитете.
Чиновники добавили, что "подготовленный КГИОП проект федерального закона прежде всего направлен на устранение излишних административных барьеров при процедуре выдачи разрешительных документов".
Законопроект был обнародован для антикоррупционной экспертизы в последний рабочий день перед майскими праздниками — 30 апреля. При этом срок проведения экспертизы заканчивается уже 13 мая, в первый рабочий день после праздников (а обращения должны быть не только приняты, но и зарегистрированы).
И этот факт, и само появление предложений КГИОП удивило градозащитников. "Это уже свидетельствует о том, что решение хотят протащить под шумок", — сказала "ДП" член Совета по сохранению культурного наследия Юлия Минутина–Лобанова. Самой неоднозначной выглядит инициатива относительно экспертиз по выявленным памятникам (отметим, что за последние 3 года с охраны их сняли около трех десятков). Отказ "значительно упростит возможность избавляться от нежелательных объектов, не включая их в состав памятников", говорит эксперт.
Предложения КГИОП должны быть одобрены городским правительством, после чего оно обратится либо в Законодательное собрание, либо к своим представителям в федеральном парламенте с просьбой внести соответствующий проект в Госдуму. По замыслу КГИОП, обновленная версия должна вступить в силу с 1 января 2020 года.