После рекордных достижений прошлого года компании, предоставляющие услуги автолизинга в Петербурге, отмечают незначительное падение рынка и прогнозируют дальнейшее сокращение темпов продаж.
Объем лизинга в сегменте автомобильной промышленности в прошлом году достиг рекордного уровня. Начало 2019-го оказалось скромнее. Опрошенные "Деловым Петербургом" участники рынка заявляют о постепенном падении продаж. В плюс вышли лишь отдельные компании.
Эксперты дают сдержанные прогнозы на будущее и ожидают дальнейшее сокращение рынка лизинга. Сдерживающим фактором называют сохранение секторальных санкций и сложную макроэкономическую ситуацию. Как бизнес намерен поддержать популярность финансовой аренды авто и о последних тенденциях — в материале dp.ru.
Новые услуги
По словам руководителя продаж в Москве и Петербурге группы компаний "Альфа-Лизинг" Александра Голанкова, одним из новых трендов стал переход рынка на безбумажные сделки. Для принятия решения о финансировании клиентов лизинговой компании уже не требуются бумажные анкеты и копии документов, а для подписания договоров используется электронная цифровая подпись и электронный паспорт транспортного средства (ПТС).
"Во-вторых, активный рост новых сервисов и услуг. Например, подбор автомобиля, карты помощи на дорогах, сезонное хранение шин и так далее. Появляются новые страховые продукты не только для компаний, такие как страхование аванса или непогашенной на момент страхового случая задолженности перед лизинговой компанией, но и страховые продукты для физических лиц, например страхование выезжающих за границу или страхование жизни. Лизинг перестает быть для клиентов только финансовым решением, а становится полноценным наполненным инструментом ведения бизнеса, также как это происходит в других развитых странах", — говорит Голанков.
По его оценке, рост рынка лизинга легковых и грузовых автомобилей, легкого коммерческого транспорта и спецтехники в нынешнем году составит не более 15%, что меньше темпов 2018-го.
"В сегменте продаж легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта дилерами уже сейчас мы видим на рынке снижение по сравнению с I кварталом 2018 года на 0,3%. Значительный рост в 2019 году не прогнозируется, также и в силу того, что отмена секторальных санкций в 2019 году маловероятна. С учетом имеющихся макроэкономических прогнозов о замедлении рынка к 2020 году и даже некоторых прогнозах о цикличности кризисов и новой стагнации к 2021 году, прогнозируется постепенное снижение темпов роста рынка", — подчеркнул эксперт.
Лизинговая компания "Европлан" с начала года также продолжает расширять список доступных дополнительных сервисов. Генеральный директор Александр Михайлов подтверждает тенденцию охлаждения рынка в начале 2019-го, но при этом рассчитывает на рост продаж за счет увеличения доли услуг лизинга.
"Прирост продаж лизинга в Петербурге в 2018 году у "Европлана" составил около 18% (что выше, чем в среднем по России — 12%), в основном за счет исторически сильных продаж легковых автомобилей, увеличения продаж HCV (новых грузовых автомобилей), Trailers и спецтехники. Два основных негативных тренда — снижение продаж в сегментах LCV (легких коммерческих автомобилей) и MCV (среднетоннажные грузовые автомобили), которые использует в основном малый бизнес", — поделился Александр Михайлов своим видением ситуации.
Тревожные сигналы
Руководитель Северо-Западного дивизиона ГК "Интерлизинг" Анна Голикова согласна с коллегами. По ее данным, на рынке лизинга легковых автомобилей в Петербурге в целом наблюдается несущественное снижение. Так, в феврале впервые за последние 2 года продажи уменьшились на 2%.
"Сейчас рано судить о том, как именно это отразится на рынке автолизинга в целом, поскольку итоги I квартала еще не подведены. Традиционно большая доля продаж приходится на коммерческий транспорт. Но и тенденция на оформление представительских автомобилей премиального сегмента в лизинг не сбавляет обороты, тем более кэптивные лизинговые компании предлагают все более и более льготные условия", — привела пример Анна Голикова.
Генеральный директор "Газпромбанк Автолизинг" (ГК "Газпромбанк Лизинг") Максим Агаджанов, напротив, отмечает поступательный рост рынка автолизинга в Петербурге и Ленинградской области. По его словам, с начала года рост продаж составил около 10%.
"За I квартал 2019 года средневзвешенная ставка IRR на рынке лизинга легкового транспорта в Санкт-Петербурге зафиксировалась на отметке 22%, ниже, чем в Московском регионе, на 2 процентных пункта. При этом средневзвешенная ставка IRR на рынке лизинга грузового транспорта в Санкт-Петербурге за этот же период превысила ставку по легковому транспорту и составляет 22,6%, что больше показателей в Москве на 0,5 процентных пункта и регионов на 0,8 процентных пункта. Такой отличительный размер ставки IRR объясняется наличием на рынке лизинга Санкт-Петербурга более дорогих автомобильных марок с повышенной комплектацией по сравнению с другими регионами, так как в Санкт-Петербурге много транспортных компаний, которые осуществляют перевозки в страны Балтии и обратно", — ответил Максим Агаджанов на вопрос об изменениях стоимости лизинга в Северо-Западном округе.
Такси догоняют лидеров
Самым популярным сегментом по количеству сделок остается легковой транспорт. Его доля составила 65% от всех продаж в I квартале 2019-го, сообщил Александр Голанков. Второе место заняли грузовые авто с результатом 30%. Доля спецтехники — 5%.
"Стабильный рост на протяжении 2018 года и по настоящее время показывает сегмент такси. Диверсификация рынка между крупнейшими агрегаторами, замещение ими региональных игроков, деление рынка на сегменты, выделение и повышение спроса на премиум-сегмент — все это способствует кратному росту лизинга в такси. Мы отмечаем также рост онлайн-продаж, когда клиенты сначала выбирают необходимый автомобиль и комплектацию, используя различные инструменты онлайн, и таким же образом ищут финансовое решение. Порядка 65% онлайн продаж — это легковые автомобили для руководителей и собственников бизнеса. Тем не менее основой рынка и наиболее популярным сегментом по объему инвестиций (не по количеству) по-прежнему остается грузовая техника, которая приобретается в лизинг в основном для перевозок и различных видов строительства", — добавил Голанков.
Независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов уточняет, что лизинг автотранспорта сейчас предоставляют около 70% операторов. Особенно широко эта услуга распространена в обеих столицах: порядка 30 лизинговых компаний Москвы и Петербурга имеют в своем портфеле по 500 и более автомобилей. Если сейчас по лизинговой схеме продается порядка 5% новых автомобилей, в будущем эта планка может подняться до уровня в 30%, полагает собеседник "ДП".
По сведениям ГК "Газпромбанк Лизинг", в топ-3 популярных марок легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта, которые чаще всего приобретают в лизинг клиенты в Петербурге, входят Volkswagen (14%), BMW (9%) и GAZ (9%). Лидеры среди марок грузового транспорта: KAMAZ (30%), MAN (22%), Volvo (10%).
Ранее в рейтинговом агентстве "Эксперт РА" подсчитали, что рынок лизинга в России по объему нового бизнеса в 2018 году достиг рекордного уровня в 1,3 трлн рублей. В 2019-м автолизинг вырастет на 12-15% против 19% в прошлом году вследствие затухания автопродаж и сокращения объема госсубсидий, уверены авторы исследования. В этой ситуации крупные игроки для стимулирования спроса со стороны клиентов будут прибегать к демпингу, жертвуя своей маржой, а региональные лизинговые компании для сохранения доли рынка станут активнее смягчать требования к лизингополучателям.