На днях компания McDonald's открыла первый в России университет "Университет гамбургерологии". "ДП" сделал подборку самых необычных бизнес-школ и академий мира, где учеников учат зарабатывать на нестандартных вещах или нестандартными способами.
Кстати, несмотря на необычное название, "Университет гамбургерологии" считается довольно престижным корпоративным учебным заведением. В 2015 году эта бизнес-школа обогнала по популярности Кембридж и Оксфорд в Британии.
Наука о бургерах
Первый Hamberger University появился в далеком 1961 году в Чикаго, штат Иллинойс. Этот корпоративный университет был разработан, чтобы обучать сотрудников, нанятых McDonald's, различным аспектам управления рестораном. С тех пор более 80 тыс. менеджеров ресторанов, менеджеров среднего звена и владельцев предприятий закончили этот университет. Также подразделения были открыты в Лондоне, Токио, Сиднее, Мюнхене, Сан-Паулу, Шанхае, а теперь и в Москве.
Правда, из-за русификации названия — "Университет гамбургергологии" — создается впечатление, что учат там делать гамбургеры, а не управлять ресторанами.
Carpigiani Gelato University
А вот следующий участник подборки имеет к кулинарии непосредственное отношение. Если вы в детстве на вопрос взрослых о будущей профессии отвечали, что хотели стать мороженщиком, возможно это ваш шанс осуществить детскую мечту.
Итальянский университет производителя технического оборудования и популярной марки мороженого Carpigiani Gelato учит основам производства и готовки мороженого и управлению в сфере продаж этой сладости. Все курсы платные и стоят в среднем 1-2,5 тыс. евро. Также в школе есть онлайн-курсы и курсы мороженщиков на русском языке в Москве.
Международный университет Санта-Клаусов
А эта категория, пожалуй, подойдет для тех, кто мечтал в детстве встретить Деда Мороза, но так свою мечту и не осуществил. International Santa Claus University обучает людей зарабатывать деньги на самом, пожалуй, прибыльном сезонном празднике — Рождестве. С 2003 года из университета выпустилось более 4 тыс. профессиональных Санта-Клаусов и миссис Клаус.
Ученики университета изучают не только актерское мастерство, искусство наложения грима, обращение с оленями и традиции праздника, но и, что немаловажно, бизнес-аспекты ведения деятельности Санты. В частности, речь идет о позиционировании в социальных сетях, поиске работы и сотрудников, оформлении рабочей страховки, а также о рекламе и продвижении.
Coca-Cola и ретейл
Свои корпоративные учебные заведения есть и у компании Coca-Cola. Например, в Греции и Ирландии у компании есть Sale Academy, где в основном обучают сотрудников среднего и низшего звена в сфере продаж так называемых Soft drinks — безалкогольных газированных напитков. Ученики изучают, как на продажи влияют сезонность, мерчендайзинг и учатся работать в команде.
У другой программы статус выше — IGA Coca-Cola Institute был создан совместно с Альянсом независимых продуктовых магазинов (Independent Grocers Alliance — IGA). Эта академия обучает всех тех, кто строит бизнес в сфере продуктового ретейла. Обучение в основном осуществляется онлайн, среди курсов есть, как программы для обычных административных клерков, так и для логистов, менеджеров и владельцев предприятий. Кроме того, предусмотрены курсы по работе с персоналом и по безопасности магазина.
Школа лидеров от Apple
Корпоративная академия Apple University была создана не столько с целью обучения будущих сотрудников корпорации, сколько для подготовки будущих лидеров. Ученикам школы стараются прививать качества и ценности одного из основателей Apple Стива Джобса.
Создавал и курировал программу Университета Apple с подачи Стива Джобса нынешний вице-президент компании Джоэл Подольный. Кроме того, участие принимал декан Йельской Высшей школы менеджмента.
Поступить в университет могут лишь сотрудники компании Apple. Преподают в академии профессора Йеля, Гарварда, MIT, Стэнфорда и Калифорнийского университета, а также сотрудники анимационных студий Pixar и Dreamworks.
Некоторые из курсов посвящены практическим бизнес-решениям Apple при продвижении своих продуктов или выпуске на рынок новых товаров. По задумке, прошедшие курс будут обладать навыками, необходимыми для того, чтобы стать в будущем CEO компании. А в идеале среди студентов должен появиться новый Стив Джобс.