В Петербурге бум на занятия балетом для взрослых. На курсы по растяжке, фитнес– и боди–балету идут те, кто так и не расстался с мечтой встать на пуанты, и те, кто хочет привести фигуру в порядок. Артист балета Леонид Кисиль рассказывает, можно ли заработать на желании научиться танцевать.
Леонид Кисиль (30 лет) предпринимательскую карьеру начал после того, как реализовал себя в профессиональном балете. Выпускник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой не только выступал на сцене Мариинского и Михайловского театров, но и успел объездить с гастролями полмира. Много преподавал — и в России, и за рубежом, руководил балетной труппой в театре Бориса Эйфмана.
В 2018 году артист балета сменил амплуа и открыл собственную студию хореографии "Балет на Фонтанке". "Ради этого я отказался от предложения возглавить новый театр в Китае, — признается Леонид. — Я всегда мечтал открыть что–то свое и в 30 лет понял: когда, если не сейчас? Если уеду, будет поздно".
Учитывая семилетний преподавательский стаж, запуск собственного образовательного проекта кажется логичным продолжением карьеры, однако Леонид подчеркивает, что никогда не хотел открывать именно балетную школу. Здесь стоит оговориться, что за плечами у артиста балета также диплом юриста ИНЖЭКОНа и кандидатская работа по авторскому и международному праву в СПбГУ.
Имя не имеет значения
Стартовый капитал нового проекта Леонида Кисиля — студии хореографии "Балет на Фонтанке" для взрослых — составил примерно 300 тыс. рублей. Самые большие расходы пришлись на аренду помещения в центре города и его оснащение зеркальной стенкой и балетными станками. "Я снял помещение 15 октября, а 3 ноября уже продал первые два абонемента — притом что в рекламу я не вкладывался и никому из балетных знакомых не рассказывал о своем начинании", — говорит Леонид. Клиенты пришли, прочитав бесплатные объявления в группах в соцсетях, посвященных танцам, балету и т. д. Параллельно предприниматель разместил объявления о почасовой сдаче в аренду помещения на сайтах танцевальных каталогов. "Это вытащило нас в первое время: зал бронировали постоянно, — говорит он. — Ученики и почасовая аренда позволили мне в первый же месяц оплатить аренду помещения. Был даже небольшой плюс".
Интересно, что имя на рынке массового балета, оказывается, не так уж и много значит. По словам Леонида, только 20% учеников интересуются опытом и образованием педагога, остальные готовы учиться у кого угодно. "Это было для меня открытием, — признает педагог. — Ведь занятия балетом с непрофессиональным педагогом не только бессмысленны, но и опасны. Легко получить травму".
Но в погоне за детской мечтой (и красивой фигурой) девушки готовы учиться не только у кого угодно, но и чему угодно — далеко не все, что заявлено маркетологами как "балет", действительно им является.
Хореограф–постановщик, тренер по фигурному катанию, создатель авторской методики по растяжке Body Line Ксения Поталицына рассказывает, что сейчас на рынке популярны три направления: классический балет, боди–балет (упрощенный вариант классического балета, рассчитанный на самых обычных людей без особой физической подготовки) и фитнес–балет.
Я деревяшка
"Боди–балет — это не стандартные уроки балета, здесь можно не вставать в пятую выворотную позицию, можно держать руки другим образом, и люди танцуют в середине зала, а не возле станка, — говорит Ксения Поталицына. — Фитнес–балет, на мой взгляд, — это главным образом маркетинговый ход, ничего от балета там нет. Это фитнес с грубой имитацией самых узнаваемых балетных движений".
Спустя полгода после открытия студии у Леонида ежемесячно занимаются 60 человек, 40 их них ходят на занятия стабильно и постоянно. Оборот студии составляет 230 тыс. рублей. Чтобы выйти на показатель 1 млн рублей, нужно увеличить число постоянно занимающихся человек до 100. Сейчас зал почти не сдается посторонним: им активно пользуется сама студия. Около 90% прибыли Леониду приносят занятия с учениками. В студии работают четыре педагога. Они преподают уроки классического балета по методу А. Я. Вагановой, боди–балет, растяжку и гимнастику, проводят курсы интенсива.
"Моя задача — научить чувствовать тело, показать логику движений", — объясняет Леонид. Параллельно у занимающихся улучшаются осанка, гибкость, координация, тонус тела и эластичность мышц. Впрочем, в студии занимаются не только физическим, но и духовным развитием: посещают вместе спектакли и разбирают не только практику, но и балетную теорию.
По словам предпринимателя, клиентов, интересующихся балетом, можно условно разделить на три категории. Это те, кто хочет вспомнить то, чем занимался в детстве, те, кто мечтал встать на пуанты всю жизнь и наконец решился попробовать, и, наконец, те, кто рассматривает балет как нескучный фитнес — комплекс мероприятий по созданию более стройного и гибкого тела, женственной и подтянутой фигуры.
"Первое, что я слышу от учениц: "Я деревяшка", второе по популярности слово — "Буратино", — говорит Леонид. Это иллюстрирует еще один тренд: все больше людей озабочены отсутствием гибкости и осознанно идут ее развивать.
"Спрос на растяжку легко объяснить, — говорит Ксения Поталицына. — Все больше людей стали заниматься спортом, бегом, йогой и так далее — везде для результатов нужна растяжка. Даже в футболе, боксе, карате. Отсюда все больше мужчин, которые записываются на растяжку". Особым спросом зимой, по ее словам, пользуется услуга, когда тренера по растяжке заказывают в офис. "Девушки сами формируют группу, договариваются с работодателем и приезжают в офис на час раньше. Мы занимаемся, а потом они переодеваются и, разогретые, довольные собой, энергично приступают к работе. Удобно и начальникам, и подчиненным: не надо тратить время на дорогу", — говорит она.
Выбор дилетанта
"Наши главные конкуренты действительно не другие школы балета, а студии растяжки, плодящиеся как грибы после дождя, — отмечает предприниматель. — К сожалению, их часто ведут люди, получившие диплом инструктора после курса в несколько недель. Смотришь на результат занятий у такого тренера и думаешь: зачем же вы так? Это же живой человек!"
"Преподаватели есть разные, и сейчас их особенно много, но, увы, профессионалов мало, они встречаются в основном только в топовых студиях", — соглашается Ксения Поталицына. Впрочем, "звездные" школы в городе тоже есть. В 2018 году первый петербургский филиал открыла московская Мастерская балета Егора Симачева, основатель которой работает в труппе Большого театра с 1998 года. За 3 года до этого в город пришла еще одна именитая студия — Русская национальная балетная школа Илзе Лиепы.
В городе насчитывается около 10 известных школ балета для взрослых. Стоимость абонементов зависит от количества посещений и элитарности школы, цена начинается от 1,6 тыс. в месяц.
Часто клиенты выбирают школу для занятий стихийно: увидел рекламу, записался, пришел и остался. "Многие учащиеся дилетанты, они ничего не понимают в профессионализме и подготовке преподавателя и смотрят не на технику и комбинации, а на то, как педагог подает материал, — говорит Ксения Поталицына. — Поэтому расположение школы (поблизости от дома или работы) играет более значимую роль в выборе ученика, чем опыт учителя. Выбирать что–то осознанно, уже обладая запасом знаний, он сможет спустя полгода занятий".
Поисковики по запросу "балет для взрослых и детей" в Петербурге выдают 114 различных предложений и брендов. На самом деле коммерческих курсов по балету гораздо больше: подобные занятия можно найти в каждом втором фитнес–клубе. "Балет" — это очень популярное слово, все пытаются на нем заработать", — говорит Леонид Кисиль. По оценке экспертов рынка, совокупный оборот компаний, которые обучают балету взрослых и детей в Петербурге, достигает около 814 млн рублей в год.