Общий доступ к сетям фонда УУС не продуман

 

Последние 3–4 года средства фонда универсальных услуг все–таки выделяются на строительство линий связи, которые соединяют труднодоступные территории. Это, безусловно, прогресс, поскольку то, что было во время повсеместной установки таксофонов, — это, конечно, кошмар. Но в целом я никогда не слышал от игроков рынка чего–то сильно негативного в адрес этой программы.
С одной стороны, 1,2% выручки — это не какой–то огромный денежный объем. Это создает некий дополнительный барьер для входа на рынок, однако на практике мы видим, что все с этим более–менее справляются. С другой стороны, в отличие от многих других инициатив, у этой идеи вполне конкретная и очевидная цель, с которой в той или иной мере согласны все операторы.
Сама по себе концепция универсальной услуги сформирована, чтобы устранить цифровое неравенство, то есть помочь операторам, которые априори поставлены в неравные условия по сравнению с остальными. Условно говоря, кто–то работает в Петербурге с простым выходом на Европу и дешевым интернетом. А кто–то сидит в некой глуши, где из операторов — только "Ростелеком".
Однако между идеей и реализацией, как всегда, есть дистанция огромной величины. В России до сих пор абсолютно не продуман механизм обеспечения недискриминационного доступа к построенной инфраструктуре для всех операторов, чтобы они могли предлагать жителям труднодоступных регионов свои услуги. Где–то кто–то самостоятельно добивался от "Ростелекома", чтобы его представители поделились местом в кабеле, но это очень редкая история.
И в таком случае нарушается логика: если вы хотите в рамках госпрограммы устранить цифровое неравенство между регионами, то предоставьте доступ всем желающим операторам, чтобы у россиян был выбор между ними.
В идеале недискриминационный доступ к инфраструктуре универсальных услуг связи должен выглядеть как некий регламентирующий документ, который дает оператору право в случае, если монополист отказывается предоставить доступ к своим сетям, обратиться в ФАС. Например, у "Ростелекома" есть специальный сайт, где оператор ведет публичный реестр заявлений на предоставление доступа и публикует соответствующие правовые документы. Но там речь идет о кабельной канализации.
Если же мы говорим об универсальных услугах, нам нужно сделать все так же, как с обычными кабельными сетями, плюс получить перечень построенных каналов связи. Сейчас эта информация почти секретная.
Если говорить о городской кабельной канализации, то нетрудно догадаться, где она находится и куда ведет. А вот с оптикой, расположенной по территории всей страны, угадать гораздо сложнее.
За крупных игроков беспокоиться не следует. Вероятно, доступ к сетям будет больше нужен маленьким региональным операторам. Например, сейчас активно обсуждается проблема мелких операторов — им нужен телевизионный сигнал, им нужно как–то дотянуться до сетей РТРС. Чтобы не прокладывать инфраструктуру самостоятельно, они могут воспользоваться каналами "Ростелекома", если они окажутся рядом с РТРС.
Алексей Леонтьев, исполнительный директор Объединения альтернативных операторов связи