Операторы призывают перераспределить средства фонда универсальной услуги связи (УУС), за который отвечает "Ростелеком".
Традиционно средства из фонда выделяются на три основных направления: установку и содержание таксофонов, создание точек коллективного доступа (в общедоступном помещении ставят компьютер с подключенным интернетом) и зоны Wi–Fi в малых населенных пунктах. С 2014 года единым оператором УУС стал "Ростелеком", который тогда же заключил госконтракт на прокладывание за счет средств фонда волоконно–оптических линий связи со скоростью не менее 10 Мбит/с.
Как чиновники, так и сами операторы связи признают, что на рынке уже давно назрела реформа фонда УУС. Впрочем, общего видения относительно перспектив универсальных услуг пока нет.
Налог — не налог
По действующему законодательству все российские операторы связи обязаны отчислять в фонд 1,2% оборота компании. При объеме телеком–рынка 1,7 трлн рублей (по оценке "ТМТ Консалтинг") общий котел пополняется примерно на 18–20 млрд рублей в год. "Ростелеком", в свою очередь, сообщает, что в 2018 году он получил в качестве финансирования УУС 11 млрд рублей. Cредства из фонда сначала поступают в федеральный бюджет, а потом передаются оператору в виде компенсаций.
При этом игроки рынка ставят под сомнение законность такого коллективного платежа. Они подчеркивают, что телеком–компании воспринимают его как очередной налог, который Минсвязи в 2005 году решило взимать исключительно для своих нужд.
"Это очевидный атавизм, ведь сегодня для этих целей есть федеральный бюджет и налоговые отчисления, которые и так делают все участники рынка. Оптику в отдаленных регионах можно строить и с помощью целевых национальных программ", — размышляет генеральный директор оператора "Комфортел" Дмитрий Петров.
По мнению аналитиков, именно из–за сомнительного статуса сбора власти предложили заменить его специальным дополнительным налогом для операторов в размере тех же 1,2%. Но при таком раскладе средства, возможно, смогут уходить на другие федеральные нужды.
За что платим
Аналитики рынка уже давно критикуют устоявшиеся нормы распределения средств из фонда. Наиболее спорным местом считается поддержка работоспособности таксофонов.
В самом "Ростелекоме" подчеркивают, что это "до сих пор единственное средство связи во многих отдаленных и труднодоступных населенных пунктах". По разным данным, число поселений в стране без доступа к сотовой связи варьируется от 18 тыс. до 32 тыс. Однако всего "Ростелеком" обслуживает 148 тыс. таксофонов, и смысл существования 116–130 тыс. из них (особенно в крупных городах) остается под вопросом.
Помочь с его решением недавно пыталась Минкомсвязь: в ведомстве предложили оснастить таксофоны системами экстренного оповещения. Средства на их переоборудование планируют взять из фонда УУС.
В 2018 году трафик таксофонов составил около 15 млн минут. В абсолютных цифрах этот показатель не кажется таким внушительным: в перерасчете на одно устройство уходит всего 100 минут в год. По словам исполнительного директора Общества защиты интернета Михаила Климарева, реальные цифры еще ниже: таксофонами пользуются по 20 минут в год. При этом никакого контроля за их работоспособностью нет, половина устройств попросту выведена из строя, рассказывает эксперт.
От идеи коллективных точек доступа в Минкомсвязи уже отказались. Вместо них особое внимание уделяют общедоступному Wi–Fi (в населенных пунктах с населением от 250 до 500 человек, минимальный порог планируют снизить до 100 человек). Однако и в реализации этой программы возникают проблемы.
"Ростелеком" заинтересован в установке роутеров в деревнях, но вовсе не в их эксплуатации. Оператору не нужны расходы на их содержание, — рассказывает Михаил Климарев. — В результате придумали забавный выход: устройство с радиусом действия 100 м устанавливают, грубо говоря, на болоте или в другом труднодоступном месте. Если роутер сломается, никто об этом не узнает, поскольку им никто не сможет воспользоваться. Значит, и жалобу никто не напишет".
По данным "Ростелекома", к концу 2018 года оператор установил Wi–Fi почти в 8 тыс. населенных пунктов (57% от общего плана). При этом, по грубым подсчетам, на каждый роутер приходится по 24 Гб коллективного трафика в месяц.
Что нового
Согласно проекту реформы УУС от Минкомсвязи, в перечень универсальных услуг планируется включить сотовую связь. Эту инициативу поддерживает "большая четверка".
"Важно, чтобы такие услуги были доступны только реально нуждающимся и чтобы их объем был несопоставим с коммерческими услугами. Это должно предотвратить негативное влияние со стороны УУС на конкуренцию на рынке услуг связи", — считают в "ВымпелКоме".
Представитель МТС подчеркивает, что при включении сотовой связи в перечень УУС необходимо ввести конкурсные процедуры по выбору оператора. "Это позволит оптимизировать расходование средств фонда, в том числе за счет использования существующей инфраструктуры операторов", — добавляют в пресс–службе.
В Tele2 не комментируют свой интерес к новации, но рассказывают, что уделяют "большое внимание обеспечению малых населенных пунктов связью и интернетом".
Также законопроект предполагает введение недискриминационного доступа к инфраструктуре оператора УУС. Иначе говоря, все заинтересованные провайдеры смогут предлагать свои услуги на базе сетей, построенных за общий счет.
"Если избавиться от фонда не получится, то следует дать право распоряжаться его средствами региональным операторам", — заключает Дмитрий Петров.
“
Вряд ли деньги тратят в интересах всех операторов одновременно. Дадут деньги на развитие сотовой связи в Сибири — какое к этому имеют отношение операторы фиксированной связи? Тяжело придумать нечто, что одинаково полезно большим и малым операторам, и в массовом сегменте, и в b2b. В Москве одни интересы, в Волгограде другие. Это всегда будет в интересах кого– то, но никогда не пойдет на пользу сразу всем.
Чем мы лучше тех же магазинов? Давайте по проценту выручки брать с каждого маленького магазина во благо развития торговой сети во всей стране.
Андрей Гук
генеральный директор оператора «Обит»
“
Для нас взносы в фонд — это просто дополнительные расходы. Мы их воспринимаем за очередной налог, который в некотором смысле перекладываем на абонентов. За счет его отмены можно было бы снизить тарифы, хотя они и так уже очень низкие.
За последние годы государство сильно ужесточило контроль за уплатой взносов, видимо, чтобы повысить собираемость. Если раньше можно было его заплатить с опозданием, то сейчас при просрочке на сутки сразу приходят пени, штрафы, административки.
Николай Метлюк
генеральный директор Piter–IX