10:5922 мая 201910:59
1559просмотров
10:5922 мая 2019
Фермер из Ленобласти Игорь Столбов, лишившийся в 2015 году поголовья кроликов из–за ошибки производителя корма, запустил новую полностью автоматическую ферму на 5 тыс. голов.
Крестьянско–фермерское хозяйство Игоря Столбова в деревне Усадище Волховского района в течение 4 дней в октябре 2015 года лишилось маточного стада и вслед за ним молодняка.
"Нам поставили некачественное сырье. Мы проводили исследование корма, результаты показали наличие токсинов", — вспоминает Игорь Столбов. Согласно выводу эксперта в материалах арбитражного суда, присутствие в комбикорме нескольких видов токсинов, даже несмотря на предельно допустимую их концентрацию, стало причиной массового падежа животных. Убыток фермы составил 1,7 млн рублей.
"Оставшихся животных пришлось выбраковывать. Мы все начали заново, но уже в меньших количествах. Потом вышли на грант 7 млн рублей (на создание семейной животноводческой фермы от правительства Ленобласти), еще 5 млн рублей — собственные средства. Собирали, копили, даже на завтраках экономили. Что–то брали в долг, но обошлись без кредитов", — рассказывает глава КФХ.
Новая ферма
Игорь Столбов — выпускник Санкт–Петербургского государственного аграрного университета, работал на сельхозпредприятиях в Финляндии и Шотландии. Разведением кроликов занялся по примеру отца, кроликовода–любителя.
Восстановление хозяйства после форс–мажора в 2015 году заняло 2 года. Бизнесмен взял в аренду новый земельный участок 15 га, где построил товарную ферму на 500 круглогодично отапливаемых клеток общей площадью 600 м2.
Фермер трепетно относится к хозяйству и не пускает внутрь посторонних. На предприятии сведен к минимуму человеческий фактор, здесь работают лишь два сотрудника.
"Автоматизированы процессы кормления и поения, микроклимата, всем управляет единый компьютер, который следит за температурой, воздухом. Будет даже применяться искусственное осеменение. Мы делали ферму по технологическому проекту наших партнеров. Для животных созданы оптимальные условия — и для роста, и для размножения. У других фермеров условия, как правило, хуже", — говорит Игорь Столбов.
Автор технологического проекта фермы — компания "АгроСпецСервис", поставляющая прародительское стадо из Московской области. Сумму контракта с поставщиком Игорь Столбов не раскрывает.
В планах крестьянско–фермерского хозяйства (КФХ) строительство еще одной товарной фермы, запуск бойни, а также завода термической обработки мяса для производства полуфабрикатов — более маржинальной категории товаров, нежели свежие тушки кроликов.
По совету подмосковных партнеров КФХ рассматривает возможность создания племенного репродуктора.
"Собственный племенной центр пока в планах, потому что завоз в Ленинградскую область прародительского поголовья и создание генетического кролиководства — это необходимость, а не наше желание. Так другие фермеры смогут закупать качественный генетический материал", — отмечает Игорь Столбов.
На кролиководческой ферме в Волховском районе выращивают самок породы Hycole, продолжительность жизни которых составляет до 1 года. За этот срок животные дают потомство 7 раз. В течение 2,5 месяца кролик вырастает до 2,9 кг. Планируемая мощность фермы Игоря Столбова — 45 т мяса кролика в год.
Потенциал роста
Совладелец "АгроСпецСервиса" Андрей Стародубов говорит, что рынок мяса кролика в России имеет потенциал роста в 5–10 раз.
"Сегодня в нашей стране потребляется 70–100 г мяса кролика в год на душу населения. В СССР мы потребляли 2,5 кг", — рассказывает он.
Как сообщили в комитете по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленобласти, в регионе содержится 74,5 тыс. кроликов, 95% — в личных подсобных и фермерских хозяйствах.
Так, выращиванием кроликов занимается крестьянско–фермерское хозяйство "КроШ" в Бокситогорском районе. Поголовье фермы составляет 1 тыс. животных.
Масштабный проект акционеров продовольственного холдинга "АФГ Националь" по строительству в Лужском районе кролиководческой фермы мощностью 1,2 тыс. т мяса стоимостью 1,2 млрд рублей был свернут в 2017 году. Как уточнили в пресс–службе ООО "Раббит", которое занималось проектом, макроэкономическая ситуация вынудила инвесторов заморозить его.