Но тратить средства надо иначе, считают эксперты.
Петербургу наконец одобрили федеральное софинансирование объектов транспортной инфраструктуры до 2024 года. Правда, меньше, чем Смольный просил. Эксперты, впрочем, сомневаются, что строительство всех этих магистралей — правильный способ развития транспортной системы Петербурга.
Большие планы
О том, что врио губернатора Александр Беглов попросил правительство РФ включить в "Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года" ряд петербургских транспортных объектов, известно с ноября 2018 года. Тогда заявлялось, что в список вошло около двух десятков объектов: автомобильные дороги, новые путепроводы, проекты внутригородского пассажирского железнодорожного движения и ТЛЦ "Бронка". Их суммарная стоимость превышает 445 млрд рублей, из федерального бюджета город по закону может получить не больше 37%.
Преимущественно Петербург просил денег на дорожные объекты. В частности, на реконструкцию Московского шоссе и участка трассы А–180 "Нарва" от ж.–д. станции Лигово до Красного Села. Стоимость первого объекта составляет 7 млрд рублей, второго — 3,1 млрд рублей. В списке также были строительство магистрали М–49 от Приморского шоссе до развязки с ЗСД стоимостью 7,7 млрд рублей и продолжение Суздальского пр. от дороги на Каменку до Планерной ул. стоимостью 2,6 млрд рублей, строительство подъездов к "Лахта–центру" и др.
Кроме того, Смольный просил денег на Широтную магистраль скоростного движения (ШМСД), она же ВСД (Восточный скоростной диаметр), и 1–й этап Южной широтной магистрали за 6 млрд рублей, которая соединит Волхонское шоссе с Московским и Петрозаводским шоссе в Металлострое.
Запрашивали федеральное софинансирование на Южно–Волхонскую дорогу (1,7 млрд рублей), реконструкцию путепровода на пр. Энгельса (3,2 млрд рублей), самого пр. Энгельса, на строительство путепровода на ул. Юннатов (3,2 млрд рублей) и транспортной развязки на пересечении Московского шоссе и Дунайского пр. (3,5 млрд рублей).
Урезали вдвое
В декабре 2018 года КРТИ сообщал, что только на дорожные проекты город ждет от федеральных чиновников до 2024 года 88 млрд рублей. Но на состоявшемся в Смольном 17 мая совещании под руководством зампреда правительства РФ Максима Акимова сообщили, что Петербург получит только 45,2 млрд рублей на 25 объектов. Возможно, это связано с тем, что проекты не прошли фильтр Аналитического центра при правительстве. Как ранее писали "Ведомости", качество документов не отвечало методике оценки и Петербургу предложили представить дополнительные сведения.
По ВСД федералы запросили информацию о возможности привлечения внебюджетных источников финансирования. В Смольном надеются до конца года определиться с перспективами получения денег на этот объект и, исходя из этого, планировать его строительство.
В первую очередь власти Петербурга начнут строительство Южно–Волхонской дороги и Южной широтной магистрали (1–й этап), а также реконструкцию Петрозаводского (2–й этап) и Приморского (2–й этап) шоссе. Работы предполагается начать в 2020 году. Общая стоимость этих объектов — 17,5 млрд рублей, из бюджета страны дадут 6,5 млрд рублей.
Дорог не настроишься
Эксперт транспортного развития территорий ИТП "Урбаника" Илья Резников считает, что отнести к первой очереди объекты на юге города — логично. Необходима и реконструкция Петрозаводского шоссе, поскольку без этого не удастся хоть как–нибудь облегчить жизнь новостройкам южнее Рыбацкого, которые там возникли без нормального транспортного подъезда.
"Реконструкция Приморского шоссе (2–й этап) — это подключение к нему "Лахта–центра". Да, без этого не обойтись, хотя к решению именно городских транспортных проблем этот проект имеет мало отношения", — считает Илья Резников.
Профессор кафедры транспортных систем СПбГАСУ Андрей Горев считает, что 25 проектов, которые Петербург выбрал для софинансирования федеральным бюджетом, имеют ту или иную актуальность в свете отставания транспортной системы города, но не выполняют главную задачу, которая заключается в первоочередном развитии городского пассажирского транспорта (ГПТ), особенно внеуличных видов транспорта, связывающих город с областью, где приоритетнее всего трамвай.
"Ни один город в мире не смог и никогда не сможет создать транспортную систему для свободного движения автомобилей — даже в США это уже давно поняли и активно занимаются развитием ГПТ как основного средства обеспечения мобильности населения. У нас и власти города, и власти области все никак это понять не могут, странно. Поэтому просят денег на развитие автомобильного движения, а не ГПТ. Дошло до беспрецедентного субсидирования поездок по ЗСД, когда за каждую поездку бюджет доплачивает в 3 раза больше, чем за поездку пассажира в метро", — прокомментировал "ДП" Андрей Горев.
Отсутствие у города единой программы развития транспортной сети видит и Илья Резников. "По моему мнению, предлагается сделать проекты, которые кажутся более простыми (часто мнимо), или проекты, которые кто–то лоббирует. Выбор приоритетов нельзя назвать ни логичным, ни прозрачным. Например, ВСД я бы поддержал только в том случае, если бы он проектировался бесплатной магистралью", — говорит урбанист.
Высосут все соки
Директор ассоциации "Дормост" Кирилл Иванов считает, что перед началом строительства ВСД Петербургу нужно решить много городских проблем и предложенный Смольным список объектов должен с этим справиться.
"Строительство ЗСД, на которое ушли огромные деньги, было одним из факторов, который привел к плачевному состоянию дорожно–мостовой отрасли Санкт–Петербурга. Когда один объект и один подрядчик, остальным не выжить. Даже несмотря на то, что многие компании работали на субподряде на строительстве ЗСД — на субподряде всякое случается, деньги не платят, договоры расторгают. Сейчас грядет второй ЗСД — ВСД, второй большой объект, который опять высосет все ресурсы из города: и производственные, и финансовые. И, пока эта стройка не началась, для дорожного хозяйства очень важно привести себя в порядок, накопить жирок, производственный и финансовый, дать ответ на ожидания горожан по улучшению транспортной инфраструктуры", — считает Иванов.
При правильном управлении отраслью федеральные деньги могут остановить похороны дорожных компаний, добавляет эксперт, а город получит приличную субвенцию, если средства освоят прописанные в Петербурге подрядчики, а не "варяги". Тогда деньги в виде налогов осядут в казне города.