Основатель "Яндекса"Аркадий Волож на "секретной" презентации в рамках юбилейной конференции Yet another Conference (YaC 2019) анонсировал несколько крупных обновлений в экосистеме своих сервисов, а также представил новые продукты: проект "облачных ресторанов" с быстрой доставкой, медиаплеер "Яндекс.Модуль" для просмотра видео на большом экране и стриминговый сервис "Эфир". Трансляция конференции из дворца спорта "Мегаспорт" велась на канале "Яндекса" в Youtube, в этом году девизом выбрали "Будущее в деталях".
"Мечтая о невероятном будущем, мы иногда не замечаем, что уже создаем его из множества деталей. Так, сегодня мы легко узнаем погоду или строим маршрут в навигаторе, просто обратившись к голосовому помощнику "Алисе", включаем музыку и кино с помощью "Яндекс.Станции", водим машину, не заботясь о техосмотре или покупке нового автомобиля, ужинаем блюдами из любимого ресторана, не выходя из дома", — так анонсировали новинки компании в пресс-службе поисковика.
Цифры и "Эфир"
Главный доклад на конференции открыла голосовой помощник "Алиса" словами "Сегодня я здесь главная", но после этого на сцену на беспилотном автомобиле "Яндекса" выехал Аркадий Волож. Он рассказал о главных анонсах и назвал несколько ключевых цифр для компании.
Так, сервис "Яндекс. Музыка" за год удвоил число подписчиков, до 2 млн пользователей. "Музыку" запустили в девяти новых странах, включая Израиль. Дневная аудитория сервиса "Яндекс.Дзен" оценивается уже в 11 млн человек, пользователи проводят на площадке в среднем около получаса. Каршеринг "Яндекс.Драйв" теперь представлен 10 тыс. машин в трех городах — Москве, Петербурге и Казани. Кроме того, "Яндекс" начнет тестировать беспилотные авто — 100 машин на дорогах. К "Яндекс.Еде" подключено 10 тыс. ресторанов, а система "Яндекс.Авто" установлена на 100 тыс. автомобилей, говорится в докладе.
Особо Волож отметил экспансию "Яндекса" в видеостриминг. "Видеосмотрение раньше было только в телевизоре, но теперь быстро переходит в интернет. И пользователи сами определяют, что смотрят, это кардинально меняет рынок производства контента — потому что спрос на персонализированный контент резко растет", — заявил основатель "Яндекса".
Позже на конференции презентовали новый бесплатный стриминговый сервис "Эфир" с рекомендационной системой. В этом сервисе пользователям будет доступен персонализированный поток роликов из сервисов "Яндекса". Управлять наполнением можно будет с помощью оценок для видео. С проектом будут сотрудничать блогер Евгений Савин (Красава), а также ведущий Леонид Парфенов, который планирует выпускать программы из нового цикла "Намедни" именно в "Эфире".
Созданием программ и шоу для "Яндекса", как ожидается, займется бывший главный продюсер телеканала "Пятница!" Николай Головин. Как рассказал "Ведомостям" представитель поисковика, Головин в мае стал главным продюсером коммерческого департамента "Яндекса". Это новое направление для компании: пока "Яндекс" сделал только несколько выпусков программы "На музыке" и новогоднее шоу.
На фото: Конференция YaC 2019
"Облачные сырники" "Яндекса"
"Яндекс" запускает сеть "облачных ресторанов" — быстрая доставка готовых обедов и завтраков до 250 рублей за блюдо от ресторанов — партнеров "Яндекса". Качество еды контролируют 10 лабораторий, ингредиенты поставляет в рестораны "Яндекс" и разрабатывает инструкции для шефов, заверили в компании. Сервис появится летом 2019 года в приложении "Яндекс.Еды" в Москве и Петербурге.
Как пояснил директор по продуктам Дмитрий Степанов, "облачный ресторан" — это совместный проект "Яндекс.Еды", "Яндекс.Шеф", "Яндекс.Такси" и обычных ресторанов. Каждый набор полуфабрикатов создан так, чтобы повар мог приготовить блюдо не более чем за 3 минуты. "Яндекс.Такси" отвечает за доставку заготовок в рестораны, а "Яндекс.Еда" — за доставку готовых блюд клиентам. Продукты поставляют порядка 100 поставщиков, соревнующиеся друг с другом.
"Облачным рестораном" может стать только ресторан — партнер "Яндекс.Еды". "Ресторанам выгодно с нами сотрудничать по этому проекту, поскольку таким образом мы обеспечиваем им дополнительную загрузку кухонь", — отметил Волож.
Для наборов "Яндекс" выбрал самые популярные завтраки и обеды пользователей "Яндекс.Еды". Гендиректор "Яндекс.Такси" Даниил Шулейко отметил, что компания провела исследование и выяснила, какие блюда россияне любят больше всего. Это оказались борщ, котлеты и сырники, а также салаты "Оливье" и "Цезарь". Однако, по его словам, в ресторанах их пока не научились готовить "одинаково": либо выходит дорого, либо получается неожиданный результат. Эту проблему и призван решить проект "облачных ресторанов".
Тестировать доставку еды в формате dark kitchens (собственные кухни или рестораны-партнеры готовят исключительно под доставку) "Яндекс" начал еще летом 2017 года, открыв в Москве три кухни. В марте 2019 года "Яндекс" запустил новый сервис "Яндекс.Шеф" на базе петербургского сервиса доставки продуктовых наборов "Партия еды".
"Алиса" дома
"Яндекс" на конференции показал собственную систему умного дома под управлением "Алисы", о запуске которой стало известно еще летом прошлого года. По словам Воложа, с нами будут "разговаривать холодильники, кофеварки и лампочки, и мы к этому привыкнем". Так, система управления может запоминать сценарии: например, когда человек проснулся, автоматически активировать некоторые устройства вроде чайника или кофеварки.
В систему входят три новых собственных гаджета поисковика: умная лампочка, розетка и пульт. Управление домашней техникой осуществляется через мобильное приложение "Яндекса" либо через умные колонки с поддержкой "Алисы", включая "Яндекс.Станцию", Irbis A и DEXP Smartbox.
Помимо устройств от "Яндекса", с системой умного дома работает продукция Philips, Redmond, Rubetek, Samsung и Xiaomi, вскоре присоединятся Bosch, Elari, Perenio IoT, SAPFIR и Z-Wave. Такие девайсы помечены стикерами "Работает с "Алисой". Умные лампочки, розетки и инфракрасные пульты от "Яндекса" будут продаваться на "Беру" и в "Связном" по цене от 1190 рублей.
В пресс-службе Xiaomi уточнили, что на данный момент с "Алисой" совместимы подключенные осветительные устройства Xiaomi, умная лампочка Mi LED Smart Bulb, робот-пылесос Mi Robot Vacuum, очиститель воздуха для дома Mi Air Purifier, а также умная розетка Mi Smart Wi-Fi. "Благодаря этому партнерству управлять целым спектром умных устройств Xiaomi станет еще проще и удобнее", — отметили там.
"Яндекс" также показал свою версию Google Chromeсast под названием "Яндекс.Модуль". Устройство подключается к телевизору через HDMI-порт. С его помощью можно смотреть видео из приложений "Яндекса" и сервиса "Яндекс.Эфир". "Модулем" можно управлять с помощью "Алисы" в приложении "Яндекса" на смартфоне или через "Яндекс.Станцию". Например, можно попросить "Алису" убавить или прибавить звук, поставить фильм на паузу или включить музыку. "Модуль" уже доступен на "Беру" за 1990 рублей.
Не забыли в "Яндексе" и о бонусах для пользователей своей экосистемы: поисковик запустил семейную подписку "Яндекс.Плюс" на четырех человек за 299 рублей в месяц (подписка для одного сейчас стоит 169 рублей). Подписчики "Плюса" получают доступ к "Музыке" без рекламы и с возможностью скачивать треки, дополнительному месту на "Диске", просмотру фильмов на "КиноПоиске", а также скидкам на "Такси" и "Драйв" и бесплатной доставке из "Беру".
Экспансия "Яндекс.Авто"
На конференции представили и масштабное обновление бортового компьютера "Яндекс.Авто": система теперь сможет использоваться не только для выведения информации, проигрывания музыки и построения навигации, но и для управления автомобилем. Так, новая версия, которая будет доступна осенью 2019 года, сможет автономно оплачивать парковку и будет присылать уведомления, если машину эвакуировали.
Разработчики пообещали в новой версии определение местоположения без GPS по данным с колес, переключение интерфейса в ночной режим при наступлении темноты, использование телефона вместо ключа (с возможностью передать его другому человеку), удаленный запуск двигателя, а также перенос маршрута из "Яндекс.Навигатора" в телефоне на экран автомобиля.
Кроме того, "Яндекс.Авто" сможет сообщать об эвакуации автомобиля сообщением и отслеживать его местоположение, включать оплату при въезде в зону платной парковки и завершать ее, когда машина уезжает. "Яндекс" также планирует научить автомобили оплачивать проезд по платным дорогам. С помощью "Алисы" теперь можно удаленно управлять автомобилем: помощник сможет открыть багажник по команде, помигать аварийными огнями или закрыть окна. Впрочем, на презентации у "Алисы" это получилось сделать не с первой попытки.
Автомобиль под управлением "Я.Авто" сможет сообщать пользователю, что пришла пора поменять масло, провести диагностику двигателя, и даже записать на прием в автосервис. "Автомобиль должен стать гаджетом, и это не только про IT-решения, это про весь пользовательский опыт", — подчеркнул руководитель геосервисов компании Роман Чернин.
"Яндекс", таким образом, презентовал свой главный инструмент для connected car (подключенных автомобилей) в России, это, по оценкам компании, 10 млн машин. "Яндекс" уже стал официальным поставщиком ПО для мультимедиасистем автомобильных компаний Renault, Nissan и АвтоВАЗ. Мультимедийную систему "Яндекс.Авто" намерены установить в 2 млн машин LADA, Renault и Nissan, которые выпускаются в России. Пока по дорогам России ездят 100 тыс. машин с платформой "Яндекс.Авто".