В июне Ford Sollers полностью закроет свой автомобилестроительный завод во Всеволожске в Ленинградской области. С первого в России предприятия Ford будут уволены все сотрудники. Теперь для региона появились две проблемы — трудоустройство работников и поиск новых инвесторов. По мнению экспертов, местом американской компании могут заинтересоваться корейские или китайские компании и среди них могут быть Hyundai и KIA.
Но не исключено, что, как в случае и с предприятием General Motors в Шушарах, помещение завода вместе со всеми производственными мощностями и оборудованием просто будет простаивать несколько лет. В конечном счете все зависит только от решений самой Ford, которая может оставить для себя лазейку для возможного возвращения обратно в Ленобласть.
Уход американцев
Предприятие Ford Sollers во Всеволожске просуществовало 17 лет. В далеком 2002 году это был единственный завод во всей России, которым полностью владели американцы. Объем изначальных инвестиций в него составлял $330 млн.
Теперь предприятие будет закрыто в рамках масштабной программы реструктуризации Ford по всему миру. Американская компания начала нести значительные убытки на европейском рынке после кризиса 2014 года, поэтому ее руководством было решено сократить штат сотрудников и закрыть несколько заводов в Европе и России.
В конце марта 2019 года Ford объявила, что покидает российский рынок легковых автомобилей и сконцентрируется на сегменте легкого коммерческого транспорта. Помимо всеволожского завода, будет закрыто предприятие в Набережных Челнах. В начале января эксперты, с которыми общался "ДП", предрекли скорое закрытие предприятия в Ленобласти, но полное сворачивание бизнеса Ford в России многие ставили под сомнение. Поэтому окончательное решение компании многих удивило.
Среди всех российских активов завод в Ленобласти действительно был самым слабым местом Ford. На нем не производились популярные модели и основной упор делался на Ford Focus, который занимал довольно низкие позиции в рейтингах продаж последние несколько лет.
Начиная с 2014 года объем производства на всеволожском заводе сокращался и предприятие больше не работало на полную мощность.
Увольнение сотрудников
Закрытие всех трех своих заводов в России в Ford оценили в $174 млн. Значительную часть их них составляют компенсационные выплаты увольняемым сотрудникам. Увольнять работников будут по двум схемам — либо по программе добровольного увольнения (ПДУ), либо — в случае отказа от ПДУ — по 81-й статье ТК "Расторжение договора по инициативе работодателя".
При использовании ПДУ сотрудники могут получить выплаты от 5,5 до 12 месячных окладов в зависимости от трудового стажа. Как сообщили "ДП" в пресс-службе Ford Sollers, 97% сотрудников, подлежащих высвобождению на заводе во Всеволожске, подали заявки на участие в программе добровольного увольнения и получили одобрение.
"Данный размер компенсации значительно превышает установленный законодательно уровень, более того большинство сотрудников завода во Всеволожске имеют стаж 10 и более лет и могут рассчитывать на максимальный размер компенсации в рамках анонсированной программы", — считают в компании.
Тем не менее Ford не избежал критики в отношении размера выплат. Так, профсоюз компании "Рабочая ассоциация" изначально требовал два годовых оклада в качестве компенсации. Кроме того, многие обращали внимание, что компенсационные выплаты российским рабочим значительно меньше тех, что выплачиваются компанией при закрытии предприятий в других странах Европы.
Например, в марте этого года Ford объявил, что сократит 5 тыс. рабочих мест в Германии, что позволит компании сэкономить почти $500 млн. Установленный размер компенсационных выплат при этом составил 2 годовых оклада (среднемесячный оклад рабочего автомобилестроительного завода в Германии составляет около 3 тыс. евро до вычета налогов). На встрече рабочих завода с председателем комитета по труду и занятости правительства Ленинградской областиАлексей Брицуном в апреле сотрудникам пообещали, что до окончания работы уровень их зарплат не опустится ниже 40 тыс. рублей.
Как сообщили "ДП" в комитете по труду и занятости правительства Ленинградской области, 20 мая состоялась консультация с представителями профсоюзов завода Ford Sollers. Правительство Ленобласти планирует организовать опережающее профессиональное обучение работников, чтобы упростить их дальнейшее трудоустройство, а также организовать консультационные пункты биржи труда, на которых будут уточняться предпочтения работников по вариантам поиска работы.
"Также в ближайшее время будут организованы специализированные ярмарки вакансий, куда будут приглашены заинтересованные работодатели Ленинградской области и Петербурга. Сегодня служба занятости может предложить высвобождаемым работникам услугу по профессиональной ориентации и организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации", — рассказал представитель комитета Анна Новоселова.
По ее словам, свободными в Ленинградской области остаются 20 тыс. вакансий, из них 4 тыс. рабочих мест в обрабатывающей отрасли промышленности.
Производственный план завода завершается в конце июня, тогда же произойдет первая волна увольнений. При этом все еще остается открытым вопрос с судьбой освобождаемого завода. Правительство Ленинградской области надеется привлечь новых инвесторов, чтобы сохранить рабочие места.
"Сегодня мы проводим определенную работу, чтобы понять, кто придет на площадку завода в будущем. Мы заинтересованы в том, чтобы сотрудники Ford продолжили работу на этой же территории", — заявили в комитете по труду и занятости.
Кто станет инвестором
Эксперты в области автомобилестроения и реализации автомобильной продукции, с которыми побеседовал "ДП", обращают внимание, что завод Ford во Всеволожске — объект сложный, поэтому найти ему нового хозяина быстро вряд ли выйдет. При этом у него все-таки есть ряд преимуществ, среди которых — уже построенная инфраструктура. При этом печально известна судьба завода General Motors в Шушарах, который после ухода концерна с российского рынка так и не был введен снова в эксплуатацию.
Представитель аналитического агентства "Автостат" Азат Тимерханов считает, что заинтересоваться заводом могут корейские автопроизводители, в особенности Hyundai или KIA, которая является дочерним предприятием того же Hyundai: "Логично было бы, если бы на эту территорию зашли инвесторы из Кореи. Кстати, в Ленобласти уже есть один завод Hyundai, и он уже несколько лет подряд работает на полную загруженность. Поэтому им приходится жертвовать в продажах определенными моделями. Hyundai Solaris был одним из самых продаваемых седанов, но сейчас мы наблюдаем падение продаж из-за того, что компания не может производить столько автомобилей этой модели, сколько нужно. Поэтому Hyundai была вынуждена сделать ставку на производство модели Creta с большим ущербом для Solaris. Есть еще модели KIA Rio и Rio X-Line. В итоге мы имеем ситуацию, когда четыре модели у компании производятся практически на одном заводе мощностью 240 тыс. автомобилей в год. Они могли бы производить больше, но производственных мощностей не хватает. Как вариант, освобождаемая площадка Ford могла бы быть им интересна. Тем более что компания KIA все еще не закрыла вопрос о наличии собственного завода в России", — считает эксперт.
По мнению Тимерханова, также к плюсам можно отнести то, что в Ленобласти есть порт и потенциальные партнеры корейских автопроизводителей, что тоже может стать решающим фактором.
По мнению Виталия Новикова, управляющего партнера консалтинговой компании "Университет продаж" и автомобильного эксперта, среди инвесторов могут оказаться китайские производители: "Но нужно помнить, что завод Ford — объект сложный и крупный. Большого спроса на крупные производственные площадки сейчас нет, потому что количество крупных покупателей ограничено естественным образом. Маленькие производственные площадки интересуют инвесторов гораздо больше, тем более что они довольно редки и их еще нужно поискать. Инвесторы могут прийти на эту территорию, но только если их хорошенько заинтересовать, производителей для этого нужно буквально вылавливать. У нас подобных проблемных территорий много: промзона Марьино, которая очень хочет стать автомобильным заводом и найти себе еще одного резидента. Есть завод "Ё-мобиль", который простаивает и который никому не могут продать".
Новиков, напротив, не видит особого повода для заинтересованности корейцев: "У нас из корейских производителей в России есть Hyundai, KIA и Ssangyong. Если говорить про последних, то у них есть производство где-то на Дальнем Востоке, но нет воли к победе, они навряд ли захотят продвигаться и завоевывать рынок дальше. В Поднебесной же порядка 300 автопроизводителей и есть амбиции, кто-нибудь из них может прийти. Но нужно понимать, что и тут есть свои нюансы. В разное время к нам на рынок приходили китайские автопроизводители Changan, GAC, JAC. Ну и где все эти автомобили? Китайцев придется заинтересовывать", — заключил он.
Анастасия Соснова, аналитик ИК "Фридом Финанс", считает, что завод во Всеволожске ждет консервирование на время поиска покупателя: "И это время может затянуться на годы. Так случилось, например, с заводом General Motors в Шушарах, который, к слову, после ухода GM из России простоял без производства несколько лет. К сожалению, с теми, кого могла бы заинтересовать производственная площадка, сейчас наблюдаются сложности. Очереди из покупателей не выстраиваются. Не так давно было объявлено о триумфальном возвращении General Motors в Россию с модельным рядом Opel, однако компания собиралась работать на производственной базе "ПСМА Рус", — напомнила она.
Примерно такого же мнения придерживается аналитик компании "ФИНАМ" Дмитрий Баранов: "Сейчас будет некорректно давать какие-либо прогнозы относительно данного актива, даже неизвестно, будут ли завод освобождать от станков. Ведь компания через некоторое время может принять решение о возвращении на российский рынок, и собственное производство ей понадобится, если она захочет восстановить утраченные позиции и войти в число лидирующих по продажам марок в РФ. Поэтому компания может лишь законсервировать его, но продавать не будет. Оборудование с него может быть выставлено на продажу, чтобы вернуть часть потраченных средств и потому что, если компания вернется в РФ, оно уже устареет и его все равно надо будет менять. Но и это не факт, что оборудование будут продавать. Если все же допустить, что предприятие будут продавать, то будет логичным, если его новым владельцем станет какая-либо компания из машиностроительной отрасли. Ей все равно придется переоборудовать завод под себя, но, учитывая близость профилей деятельности, расходы на это могут быть меньше, чем если завод купит компания совершенно из какой-то другой отрасли и будет его переделывать под себя", — считает он.