В конце мая вступили в силу новые правила ОМС. Максимальное внимание диспансеризации, ужесточение контроля за качеством медпомощи и ставка на раннее выявление заболеваний — ключевые направления, задекларированные в документе.
Пациентоориентированность — самое популярное теперь слово в медицине. Как пояснил на состоявшемся недавно в Санкт–Петербурге Российском фармацевтическом форуме Института Адама Смита директор департамента проектной деятельности Минздрава России Давид Мелик–Гусейнов, если на первом этапе реализации нацпроекта "Здравоохранение" основной акцент делался на создание инфраструктуры, то задача сегодняшнего дня — мотивировать людей обращаться к врачу как можно раньше.
К доктору — в субботу
Этой цели подчинены и новые правила обязательного медицинского страхования (ОМС). Центральную часть нововведений занимают вопросы диспансеризации и раннего выявления заболеваний. "Нынешний и следующий годы в России будут временем тотальной диспансеризации. По ее итогам в зависимости от того, каких заболеваний будет выявлено больше, будет составлена диспансерная программа", — подчеркнул, комментируя новые правила, первый заместитель председателя комитета по здравоохранению Санкт–Петербурга Андрей Сарана.
По его словам, система полностью готова к работе по новым правилам. Так, увеличение нагрузки на врачей планируется компенсировать дополнительными бюджетными выплатами. А чтобы регулировать пациентопоток, в медучреждениях введут более гибкие графики приема. В частности, планируется организовать работу врачей в вечерние часы по будням и в субботу.
Кроме того, работодатели теперь обязаны выделять сотрудникам от 1 до 3 дней в год (в зависимости от возраста) для прохождения диспансеризации. Предполагается, что на крупных предприятиях будут организованы выездные медицинские бригады для проведения профосмотров. Важным шагом в этом направлении стало взаимное признание результатов плановой диспансеризации в поликлиниках и профосмотров на предприятиях, что также экономит время работника и затраты государства.
Представители медицинского бизнеса эти инициативы поддерживают. Руководитель ГК "Эко–безопасность"Роман Константинов отмечает, что проведение профосмотров, а теперь и диспансеризации на базе медсанчастей предприятия — это не только гарантированный визит работника к врачу–специалисту, но и повышение вероятности выявления заболеваний на ранней стадии.
Медицинский бизнес готов предложить оптимальные способы решения этой задачи. "Грамотное планирование медицинских мероприятий позволяет сократить время медосмотра одного сотрудника до 40 минут", — говорит заведующая здравпунктом ООО "Фацер" Тамара Чернюк.
Количество перейдет в качество?
По данным Территориального фонда ОМС Санкт–Петербурга, доля частных медорганизаций в системе обязательного медстрахования все время увеличивается. По сравнению с 2013 годом их количество выросло в 1,5 раза (до 140 клиник) и сегодня составляет порядка 40% от общего числа участников программы.
По новым правилам значительно ужесточается контроль качества медпомощи. Если раньше страховщики контролировали только результат оказания медицинской услуги, то теперь определен пошаговый регламент сопровождения застрахованных лиц на всех этапах лечения.
Страховые представители будут не только следить за правильностью назначений и качеством оказанных услуг, но и курировать пациентов — предоставлять информацию об их правах в любой момент лечения, когда в этом возникнет необходимость. Как отмечают в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, в 2020 году в 36 субъектах РФ откроются офисы по защите прав застрахованных. К 2024 году они должны быть созданы во всех 85 регионах России.
Это делается в рамках формирования так называемой службы медиации — специального инструмента, который позволял бы давать обратную связь с обеих сторон (медорганизации и пациента), максимально оперативно решать спорные ситуации непосредственно на местах. Тем самым предполагается снизить количество врачебных дел в судах.
Эксперты считают этот шаг правильным и своевременным. "Все, что сейчас происходит в России в части формирования отношений "врач — общество", закономерно. Западные страны проходили этот путь 40–50 лет назад. И у нас есть возможность минимизировать ошибки, взяв лучшие практики из мирового опыта", — говорит начальник бюро судебно–медицинской экспертизы Ивановской области Сергей Ерофеев.
Представители пациентских организаций, в целом поддерживая принятые инициативы, одновременно обращают внимание на ряд важных моментов. В частности, председатель АНО "Дом редких" Анастасия Татарникова выражает надежду, что ужесточение контроля в системе ОМС имеет целью в том числе и повышение доступности препаратов патогенетической терапии для орфанных больных.
"Пока реальность такова, что случаи обеспечения дорогостоящими орфанными препаратами за счет средств ОМС крайне редки. ОМС не покрывает и множества диагностических исследований, так необходимых редким больным, а точнее, их докторам, которые традиционно испытывают затруднения при выявлении редких диагнозов", — говорит эксперт.
Она приводит в пример генетический анализ на наличие мутаций при установлении редкого заболевания "атипичный гемолитико–уремический синдром". Это исследование стоит несколько десятков тысяч рублей. И на сегодняшний день пациенты вынуждены оплачивать его из собственных средств или с помощью благотворительных организаций.
Три закона вместе
Тем не менее при общих позитивных настроениях эксперты не скрывают и своих опасений относительно того, будут ли новые правила ОМС работать с ожидаемой эффективностью. Как отмечает Андрей Сарана, корень проблемы прост: есть серьезные разночтения между тем, что государство декларирует гражданам, и реальным положением дел.
Заведующий кафедрой медицинского права Первого московского медицинского университета им. Сеченова Юрий Сергеев детализировал этот тезис. В частности, он обратил внимание на то, что у понятий "качество медпомощи" и "доступность медпомощи" до сих пор нет четких законодательных определений.
"В итоге на местах каждый исполнитель трактует эти понятия по своему усмотрению, и получается кто во что горазд", — подчеркивает он.
Кроме того, по словам эксперта, есть нюансы и в том, что разные документы, регламентирующие оказание медицинской помощи, находятся в ведении разных госструктур, и нередко возникают ситуации, когда их решения относительно одного и того же предмета вступают в противоречие.
"Например, нам представляется целесообразным одновременное и синхронное рассмотрение таких важных документов, как закон о территориальной программе госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи, закон о бюджете Санкт–Петербурга и закон о бюджете территориального фонда ОМС", — отмечает Юрий Сергеев.
С этим солидарен и начальник юридического управления Территориального фонда ОМС Санкт–Петербурга Эдуард Гордеев, который подчеркивает, что о полноценной защите прав застрахованных можно говорить только при достаточном финансовом наполнении системы ОМС.