Успешный спортивный агент Рон Сен (Барун Собти) занимается продвижением молодых талантов в крикете, однако белая полоса жизни внезапно сменилась черной — его заподозрили в нечестности. Впрочем, Рон не отчаивается — ищет новые таланты, попутно вытаскивая из сложной жизненной ситуации двоих коллег. Спортивный фильм, как у нас любят, с поправкой на индийский колорит — но кроме песен, которые традиционно иллюстрируют почти каждый поступок героя, местная специфика тут не играет важной роли, как может показаться. Фильм сделан по голливудским лекалам, говорят у нас в таких случаях, — о трудном пути к успеху. Но почему, собственно, "голливудским"?.. Рецепт можно считать универсальным — именно поэтому он так успешен во всем мире.
Интересен этот фильм нашей публике, однако, другим. Российский спортивный фильм Данилы Козловского "Тренер" сделан по похожему сценарию, но в нем речь идет все–таки о спортсмене, хотя и высокооплачиваемом. "22 ярда" же про спортивного агента, попросту говоря — бизнесмена. В Индии крикет — спорт № 1, и герой вполне успешен, судя по апартаментам и машине. Однако фильм делает акцент на его личных, моральных качествах — и вот это невозможно представить в российском кино. Да, зарабатывает деньги — но при этом у него есть принципы (например, предпочитает, чтобы его клиенты не рекламировали табак, алкоголь). Именно моральные принципы в итоге и помогают герою пережить кризис, опять добиться успеха. Он способен рефлексировать, сочувствовать, бескорыстно помогать другим, кроме того, у него есть прошлое — постоянно возвращается мысленно к детству, которое было, как понимаем, не самым богатым и счастливым.
Вот это ощущение здоровой социальной нормы — самое интересное и непривычное в фильме. Дело вовсе не в том, что среди бизнесменов или журналистов не бывает нечестных людей. Однако авторы базируются на представлении о том, что все–таки честный бизнесмен — это норма, как и честный журналист или тренер. Если кто–то оказался не совсем порядочным — это отклонение, а не правило. Можно сказать, конечно, что это лакировка действительности, но в российском кино честного бизнесмена не может быть вообще. Что, пожалуй, выглядит еще большим искажением действительности.
Индия во многих отношениях похожа на Россию — тоже страна традиционных ценностей. Но, например, один из ключевых героев фильма — психолог, спортивный врач (Раджит Капур), представитель модернистской профессии. Авторы фильма постоянно делают акцент на универсальных, а не локальных ценностях и при этом не скрывают существующих недостатков — например, вопиющей бедности трущоб. Можно сказать, что это еще один канон индийского кино, помимо всем нам известных, своего рода социальная нагрузка — никогда не забывать о тех, кто живет хуже тебя. Но, опять же, показательно, как авторами разрешается эта вечная проблема социального неравенства. Не за счет противопоставления "олигархов" и всех остальных, не за счет поиска виноватых — а, наоборот, с помощью каких–то местных практик солидарности, хотя бы временно снимающих барьеры между бедными и богатыми.
При всей наивности и местами шаблонности фильм служит хорошим примером для российских режиссеров — хотя вряд ли он будет сегодня правильно понят и усвоен.
Читайте также:
Война как мачеха. "Дылда" Кантемира Балагова
Топ–3
Фильмы в прокате Петербурга, сборы (руб./зрители)
— «Люди в черном: Интернэшнл», 1 536 096/6297
— «Тайная жизнь домашних животных 2», 729 848/3838
— «Аладдин», 615 579/2953
По данным ЕАИС за 19 июня 2019 года