Антимонопольщики рассмотрели обращение Средне-Невского судостроительного завода (СНСЗ) и вскрыли нарушения в аукционе на строительство нового речного ледокола для Петербурга. Смольному пришлось отменить тендер на 1,1 млрд рублей, победителем которого было признано ЦКБ "Нептун".
Председатель комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Денис Беляев подписал распоряжение об отмене аукциона на строительство ледокольного буксира стоимостью 1,1 млрд рублей. Копия документа опубликована на сайте госзакупок. Таким образом, заключение контракта с Центральным конструкторским бюро "Нептун" (структурное подразделение АО "Корпорация Оборонные технологии"), выигравшим тендер, сорвалось.
Причиной решения Смольного стали итоги внеплановой проверки Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России. Комиссия ведомства потребовала аннулировать тендер после рассмотрения жалобы АО "Средне-Невский судостроительный завод" (СНСЗ), которое входит в состав АО "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК). Подробнее о причинах и последствиях спора — в материале dp.ru.
Винты от Rolls-Royce
По информации портала госзакупок, судно понадобилось правительству Петербурга для обеспечения экологической безопасности акватории Невы. Буксир должен оперативно бороться с чрезвычайными и аварийными ситуациями, в том числе с разливом нефтепродуктов, наводнениями, вызванными зажорами и заторами на реке, опасным скоплением льда и прочими природными явлениями.
В соответствии с требованиями заказчика, речной ледокол с экипажем на восемь человек в длину не должен превышать 42,5 м, в ширину — 11,8 м. Судно необходимо было оснастить двумя двигателями Wartsila и винто-рулевыми колонками производства Rolls-Royce. Строительство планировалось завершить к 1 декабря 2021 года.
Буксир ледокольного типа проекта 3262
В начале июня комиссия Смольного подвела итоги конкурса. Победителем выбрали ЦКБ "Нептун" — одно из ведущих предприятий судостроительной промышленности, специализирующееся на разработке и производстве судов и катеров на воздушной подушке. Конструкторское бюро, входящее в состав корпорации "Оборонтех", успешно реализует проекты как гражданского, так и военного назначения.
На контракт также претендовал Средне-Невский судостроительный завод, однако эта структура ОСК получила меньше баллов от конкурсной комиссии. Не согласившись с итогами тендера, предприятие обратилось с жалобой в ФАС. По мнению компании, заказчик неправомерно оценил в ноль баллов опыт по выполнению сопоставимых подрядов.
На заседании в Москве представитель комитета по госзаказу Петербурга представил документы и пояснил антимонопольщикам, что в составе заявки СНСЗ действительно было представлено 11 контрактов на сопоставимые по объему подряды. Но данные договоры были признаны не соответствующими требованиям конкурсной документации.
Жалоба завода не получила поддержки в ФАС. Вместе с тем внеплановая проверка тендера выявила ряд других замечаний. Так, антимонопольщики пришли к выводу о неправомерном выборе способа определения поставщика (проведение открытого конкурса вместо электронного аукциона). Кроме того, в проекте контракта не были установлены условия ответственности за неисполнение или привлечение к работам субподрядчиков. Комитету по природопользованию предписали аннулировать тендер, что автоматически отменило подписание контракта с победителем.
Резервное судно
Примечательно, что сметно-финансовый расчет стоимости строительства был подготовлен ЦКБ "Нептун", которое и выиграло конкурс. По заявленным техническим параметрам буксир ледокольного класса соответствует проекту 3262. Проектирование модели власти Петербурга заказывали еще в 2017 году. Контракт на 48 млн рублей достался также ЦКБ "Нептун".
Тогда же сообщалось, что в качестве субподрядчика было выбрано АО "Инженерный центр судостроения". По данным этого предприятия, новый буксир получил название "Нарвская застава", а его проектирование завершилось до конца 2018 года. На сайте компании указано, что судно проекта 3262 однокорпусное, с ограниченным надводным габаритом, с полубаком, одноярусной надстройкой и подъемно-опускной рулевой рубкой, заваливаемыми мачтой и антеннами, двумя полноповоротными винторулевыми колонками. Модель может использоваться не только на реке, но и в прибрежных морских водах.
Буксир ледокольного типа проекта 3262
Первый ледокол — "Невская застава" — построен в 2009 году и введен в эксплуатацию зимой 2010 года. Его создание, по словам инженеров, проходило по инициативе и под контролем губернатора Валентины Матвиенко. В первый рейс для защиты акватории Петербурга "Невская застава" вышла 27 января 2010 года, в день, когда отмечалась годовщина полного освобождения Ленинграда от блокады в годы Великой Отечественной войны. С тех пор судно более 230 раз выходило для ликвидации ледяных заторов и зажоров, создававших угрозу подтопления Невского и Колпинского районов.
В мае 2017 года буксир "Невская застава" вывел изо льда более 100 судов на Онежском озере. А весной прошлого года речной ледокол доказал свою эффективность на Ладожском озере, преодолев ледовое поле с максимальной толщиной 1 м от Петрокрепости до острова Коневец. Письмо с соответствующей информацией от главного инженера ГУП "Пиларн" Владимира Супроненко было приложено к технической документации нового конкурса на 1,1 млрд рублей.
В АО "Инженерный центр судостроения" отмечают, что появление второго городского ледокола увеличило бы надежность защиты от зимних подтоплений и от иных аварийных ситуаций на акватории в течение круглого года. В комитете по природопользованию ранее заявляли, что новое судно могло бы стать резервом "Невской заставе". На момент публикации материала в пресс-службе ведомства не смогли прокомментировать, будет ли обжаловано решение ФАС об отмене конкурса или власти объявят новый тендер.