Обыски в администрации Колпино просигнализировали о начале зачистки рынка соцпитания от недобросовестных игроков. В Смольном признают, что система поставок еды в бюджетные учреждения порочна. Чиновники планируют решить проблему, передав функции заказа на общегородской уровень. Власти надеются и на поправки в федеральное законодательство, которые ужесточат критерии выбора подрядчиков.
Визит оперативников ФСБ в администрацию Колпинского района стал продолжением масштабной проверки рынка соцпитания, устроенной общественниками и Управлением Федеральной антимонопольной службы по Петербургу (УФАС). Именно после передачи материалов в правоохранительные органы было возбуждено уголовное дело по редкой 178-й статье об ограничении конкуренции.
Так совпало, что обыски случились на пороге нового учебного года. Учитывая, что в 2020-м схема поставок еды в школы и детсады Петербурга может измениться, рынку грозит передел. Подробности расследования, его последствия для других участников и реакция Смольного — в материале dp.ru.
Поделили капусту
По словам председателя Центра общественного контроля Анны Филоненко, которая в числе прочих занималась изучением подозрительных торгов, конкурсы зачастую выигрывали компании, которые никакого отношения к питанию не имели либо были аффилированы. При этом они заранее договаривались между собой через координатора и завышали цену. Например, в одном районе капуста покупалась за 85 рублей, а в другом — за 267 рублей. Ущерб от действий предполагаемых нарушителей оценивается на сумму около полумиллиарда рублей.
"Нас крайне радует озабоченность как правоохранительных органов, так и органов власти. Без некоего желания разобраться в данной истории и навести порядок было бы невозможно", — отметила Филоненко. "Хочется, чтобы дело дошло до конца. Чтобы люди понесли соответствующее наказание, а другие сделали выводы, что не стоит играться со здоровьем детей", — подчеркнула она.
Руководитель петербургского УФАС Вадим Владимиров подтвердил, что его ведомство также принимало участие в раскрытии картеля, которым заинтересовались силовики. Он уточнил, что 178-я статья УК РФ об ограничении конкуренции крайне редко используется в современной судебной практике. Пересчитать дела, дошедшие до суда и реальных сроков, можно на пальцах одной руки. "Мы не кровожадные, и кровь с клыков у нас не стекает, но пример подать очень важно. Это сигнал рынку и некоторым управленцам: подобные дела могут закончиться очень печально", — сказал Владимиров.
В зоне риска
Эксперты полагают, что без изменения 44-ФЗ полностью решить проблему с картелями и компаниями, которые в силу отсутствия опыта поставляют некачественное питание в соцучреждения, нельзя. "Ценообразование не может являться единственно значимым фактором для определения победителя лота", — уверена Анна Филоненко.
Работа по корректировке нормативов, связанных с обеспечением безопасности детей при госзакупках, уже ведется на федеральном уровне. В Смольном заявляют, что система поставок еды действительно требует изменений. Власти надеются, что федеральные парламентарии учтут петербургский опыт.
В Петербурге на данный момент, как рассказала вице-губернатор Анна Митянина, действует более 2 тыс. соцучреждений, которым необходимы поставки питания. Ежедневно в этих учреждениях пребывает 300 тыс. воспитанников детсадов и 500 тыс. школьников. В целом около миллиона человек подвержены риску отравления из-за некачественных продуктов или нарушения санитарно-эпидемиологических норм.
Анна Митянина пояснила, что по 44-ФЗ главным критерием отбора является цена, выставленная подрядчиком за свои услуги. "Это приводит и к демпингованию, и к выходу на торги компаний, которые не обладают квалификационными требованиям. В одном из районов, например, у нас победила строительная компания. В ее штате было 67 сотрудников и ни одного повара. Они рассчитывали передать работу на субподряд", — вспомнила один из эпизодов Митянина.
В идеале конкурсы на организацию соцпитания должны проводиться с ограниченным участием, говорят в правительстве Петербурга. Прежде всего необходимо оценивать наличие опыта, материальную базу подрядчика и квалификацию сотрудников.
Как отмечает Анна Митянина, в Петербурге около 80% конкурсов проводят на районном уровне. Проблема находится на контроле у врио губернатора Александра Беглова, чиновникам даны жесткие указания совместно с правоохранительными органами обеспечить контроль и минимизировать риски поставок некачественного питания.
"В перспективе можно говорить о совместных торгах и конкурсных процедурах. Этот вопрос требует обсуждения и согласования. Когда закупается район — это одна ответственность, а когда город — совсем другой объем и уровень ответственности", — отметила Митянина.
Схема распределения бюджетных средств, выделяемых на соцпитание, может измениться не раньше 2020-го, допустили в Смольном. "Проектные решения требуют подготовки и просчета экономических последствий. Это бюджет следующего года", — резюмировала Анна Митянина.
Ответные меры
Как ранее сообщал "ДП", силовые структуры 11 июля нагрянули с обысками в администрацию Колпинского района. Эту информацию "Деловому Петербургу" подтвердили в Управлении Федеральной службы безопасности по Петербургу и Ленинградской области.
По предварительным сведениям, речь идет о расследовании уголовного дела по 178-й статье Уголовного кодекса. Нарушения касаются порядка проведения госзакупок на поставку питания в образовательные учреждения. В расследовании непосредственное участие принимают сотрудники ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти.
По информации петербургского УФАС, минувшей осенью ведомство установило в действиях ряда компаний, задействованных на рынке соцпитания, нарушения закона о защите конкуренции. Коммерческие организации заключили антиконкурентное соглашение, которое привело к согласованным действиям при участии в 50 закупках по поставке продуктов и по организации горячего питания в петербургских школах и детских садах. По итогам тендеров были подписаны контракты на общую сумму более 65,5 млн рублей, победители конкурсов заработали свыше 52 млн рублей.
На торгах компании имели общую модель поведения, которая преднамеренно исключала конкуренцию и приводила к поддержанию цен. Правомерность решения УФАС была подтверждена апелляционной инстанцией ФАС России. Антимонопольный орган тогда усмотрел в действиях подозреваемых признаки состава преступления по п. "в" ч. 2 ст. 178 УК РФ. Материалы проверки были направлены в управление экономической безопасности и противодействия коррупции регионального главка.
В конце 2018 года УФАС вскрыло еще один картель на рынке соцпитания. Компании участвовали в 27 закупках на поставку продуктов в лечебные, образовательные и социальные учреждения. При этом общая модель экономического поведения сводилась к поддержанию начальной максимальной цены контрактов. В результате были заключены контракты на 5,7 млн рублей, после исполнения которых был получен доход в размере 5,5 млн рублей.
Примечательно, что после начала плотной борьбы с нарушителями работу петербургского УФАС парализовали жалобы, связанные с торгами по поставке продуктов в детские сады и школы. В управление поступило более 500 обращений. Почти половину из них подало ООО "Бухгалтеры Санкт–Петербурга" (более 240). АО "Фирма "Флоридан" написало около 170 жалоб, ООО "Служба экспресс доставки" — 56. Среди других компаний — АО "Артис — детское питание", ООО "Компания Балтфуд", ООО "Специализированная организация Тендер", ООО "ТД "Невский".
В УФАС заявляли, что большинство жалоб подали компании, которые не участвуют в проведении торгов. Несмотря на вал обращений, сотрудники справились "с творческим зудом профессиональных писателей".