"Яндекс.Такси" объявил о покупке программного обеспечения и колл-центров своего крупнейшего конкурента, группы компаний "Везет". Водители и таксопарки последней переезжают на платформу "Яндекса". Сделку должны закрыть до конца года. При этом в Mail.Ru Group заявили, что стороны должны были получить письменное разрешение на выкуп активов, поскольку это было условием соглашения MRG с "Везет"
Компания MLU B.V. (объединенная компания "Яндекс.Такси" и Uber) заключила соглашение о покупке программного обеспечения и колл-центров группы компаний "Везет", говорится в совместном пресс-релизе.
Сумма сделки не сообщается, но уточняется, что "Яндекс" вложит в течение 3 лет в развитие такси в регионах 8 млрд рублей, из них примерно 4 млрд пойдут на внедрение технологий, обеспечивающих безопасность поездок, и еще столько же — на программы поддержки таксопарков и водителей. Сделку одобрили наблюдательный совет "Яндекс.Такси" и советы директоров Yandex N.V. и "Везёт". Сделку, как ожидается, закроют до конца 2019 года после одобрения ФАС
Везет переезжает на Яндекс
По условиям сделки, владельцы "Везет" получат до 3,6% акций "Яндекс.Такси" и до $71,5 млн при условии успешного достижения ключевых показателей. После завершения сделки 56,2% "Яндекс.Такси" будет принадлежать "Яндексу", 35,0% — Uber, а 5,3% — сотрудникам в рамках программы поощрения.
Водители и таксопарки после закрытия сделки перейдут на единую технологическую платформу "Яндекс.Такси". Пользователи "Везет" по-прежнему смогут вызвать машину как через приложения Rutaxi и "Везет", так и по телефону. Как уточнили в "Яндексе", "Везет" и "Яндекс.Такси" продолжат расширять существующие центры обучения водителей и открывать новые.
В "Яндекс.Такси" подчеркнули, что цель сделки - ускорить развитие такси в регионах, улучшить безопасность поездок, расширить поддержку региональных таксопарков и водителей.
В группе "Везет" на вопрос об условиях поглощения и распределения долей в партнерстве сообщили, что компанией владеют частные лица, имена которых не раскрываются. Что останется у владельцев "Везёт" после закрытия сделки, в группе и в "Такси" не пояснили.
"Активы, которые приобретает MLU B.V., позволят ускорить распространение в стране технологий, которые контролируют качество поездок. Кроме того, водители "Везёт" смогут перейти на единую технологическую платформу, на которой уже работают партнеры Яндекс.Такси и Uber. Это ускорит распространение среди партнеров Везёт технологий безопасности — удаленный предрейсовый осмотр, идентификацию водителя по фотографии и голосу, мониторинг скорости и внимания водителей, снижение переработок и прочее", - объяснили цель сделки в "Везет"
Mail.Ru Group против
Группа "Везет" создана в мае 2017 года после слияния проектов RuTaxi (владелец брендов "Везет" и "Лидер") и Fasten (бренды "Такси Сатурн" и RedTaxi). К началу 2017 года на долю "Везет" приходилось 12,3% рынка всех такси-перевозок в России — это больше, чем у "Яндекс.Такси" и Uber, которые вместе занимали 10,4%.
После создания группы владельцы "Везет" планировали привлечь инвестиции на $200 млн. В июне 2018 года компания получила конвертированный заем от Mail.Ru Group, его сумма не раскрывалась. В компании заявили, что при заключении соглашения о выдаче конвертируемого займа одним из прописанных в договоре условий было право вето Mail.ru Group на отчуждение ключевых активов группы компаний "Везет". Стороны нового соглашения должны были получить письменное согласие Mail.ru Group. "Mail.ru Group пока не приняла данного решения, согласие на нынешний момент не выдано, поэтому мы считаем выпущенный анонс преждевременным", - заявили в пресс-службе Mail.ru Group
Как пояснил представитель группы "Везет", инвестиции от Mail.Ru Group изначально были возвратными: они выдали группе компаний заем с правом его конвертации в акции, которым решили не пользоваться, а выданный заем будет возвращен на взаимовыгодных условиях. Там добавили, что группа не нарушает условий предоставления займа этой сделкой. "Мы намерены точно соблюдать все наши договоренности с MRG", — подчеркнула группа.
Весной "Яндекс", Mail.Ru Group в лице "Ситимобил" и "Везет" начали тестировать систему обмена данными о совокупном времени работы водителей. Систему запустили в Москве, Московской области и Ярославле, она призвана оптимизировать работу водителей для избегания переработок. О дальнейшей судьбе проекта в "Яндексе" и "Везет" пока не говорят.
Динамика средней цены за поездку в такси в России
Источник: BusinesStat
Экспансия "Яндекса" не повлияет на цены
Оборот рынка такси в России по итогам прошлого года составил 633,1 млрд руб, что более чем в два раза превысило уровень 2014 года, говорилось в отчете BusinesStat. При этом средняя цена проезда в такси за 4 года сократилась на 16,9% и составила 260 руб за поездку в 2018 г. В результате экспансии агрегаторов такси сократились среднее время простоя и холостой пробег машин. Это привело к снижению затрат на бензин и снижению себестоимости поездки. Фактором снижения средней цены проезда на такси также стало увеличение доли коротких поездок, отмечали в аналитическом агентстве. Одним из ключевых драйверов консолидации рынка стал Яндекс
Сервис "Яндекс.Такси" был запущен в октябре 2011 года. В феврале 2018 года "Яндекс" и Uber завершили объединение бизнесов онлайн-заказа поездок в России и странах СНГ в компанию MLU B.V., которая работает под брендами "Яндекс.Такси", Uber и Yango.
Помимо России, MLU B.V. работает в 17 странах Восточной Европы, Африки и Ближнего Востока, а также владеет сервисом доставки еды из кафе и ресторанов "Яндекс.Еда" и сервисом доставки наборов для приготовления блюд "Яндекс.Шеф".
Фактическое поглощение группы "Везет" можно рассматривать в контексте выхода "Яндекса" на IPO, уверен источник издания The Bell, слышавший о переговорах "Яндекса" и "Везет". В январе 2019 года финансовый директор "Яндекса" Грег Абовский в кулуарах Всемирного экономического форума говорил, что "Яндекс. Такси" планирует в 2019-2020 году первичное размещение акций "Яндекс.Такси". "Я не знаю, произойдет ли это в 2019 или 2020 года, но это произойдет", - сказал он.
Укрупнение агрегаторов значимо не влияет на рост цен или на изменение заработка водителей, уверены в Общественном Совете по развитию такси в регионах РФ. По оценке BusinesStat средняя цена проезда в такси в 2014-2018 годах уменьшилась на 16,9%; сделка по слиянию двух крупных игроков Яндекс.Такси и Uber не повлияла на это, напоминают в Совете.
"Мы не ожидаем изменений в размере комиссии для водителей и таксопарков, т.к. на региональном рынке остается очень крупный игрок - это Максим. Любое резкое изменение комиссии мгновенно приведет к оттоку водителей к ним. Однако важно, чтобы не было ограничений для работы водителей с несколькими сервисами со стороны Яндекса или Максим. Это защитит партнеров от перегибов и позволит активнее защищать свои интересы в диалоге с агрегаторами", - считает глава Совета Ирина Зарипова.
По ее словам, для Москвы мало что изменится: доля “Везет” на московском рынке составляет порядка 5%, на рынке остаются сильные игроки с большой долей: "Ситимобил" занимает порядка 25% столичного рынка, Gett - 10%. Это не позволит Яндексу вводить резкие изменения. Для регионального рынка такси важны инвестиции в безопасность, подчеркивает Зарипова.
"Если в результате сделки технологии и озвученные инвестиции ЯТ в сферу безопасности в объеме 4 млрд. руб придут на региональный рынок, это может значительно повлиять на ситуацию. Но хотелось бы, чтобы эти инвестиции также коснулись местных бизнесов и стимулировали бы развитие решений по повышению безопасности в самих регионах", - считает она
Яндекс уже потратил на решения в области безопасности 1,2 млрд рублей за 2 последних года. Пользователи такси оценили усилия агрегаторов: большинство россиян (79%) считают, что совершать поездки на такси безопасно, а за последние пять лет почти половина (46%) опрошенных стали чаще использовать именно такой способ передвижения по городу, приводят в Совете данные опроса ВЦИОМ.
"Сейчас контроль за безопасностью и соблюдением таксистами законодательства - одна из основных “болей” государства. Рынок такси все еще находится в формирующемся состоянии, на нем еще велика доля “серых” игроков, нелегальных перевозчиков и теневых финансовых схем. Укрупнение игроков должно помогать государству лучше контролировать рынок, внедрять общие стандарты, повышать легальность и прозрачность. А не позволять компании “почивать на лаврах” и остановиться в развитии", - отметила сенатор Людмила Бокова, глава комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества.
Андрей Кудинов председатель профсоюза водителей такси "Возрождение" добавил, что в организации рассчитывают на то, что Яндекс исправит ситуацию с прозрачностью ведения бизнеса "Везёт". "Сейчас политика Везет сейчас оставляет желать лучшего. У них выявлено наибольшее количество нарушений, которые наш профсоюз при поддержке региональных общественных организаций выявил в мае-июне 2019 года. Мы проверили более 350 автомобилей разных сервисов-агрегаторов такси в 14 городах. Главным аутсайдером по итогу проверок в девяти регионах стал именно Везет. Разрешение имел при себе только каждый пятый водитель этого агрегатора, лишь 37% автомобилей находились в удовлетворительном состоянии, а путевой лист присутствовал только у 4% таксистов", - подчеркнул Кудинов.