Судостроение нуждается в коммерциализации, чтобы отойти от оборонной направленности. С рыбопромышленниками верфям удается договориться, а с другими отраслями сложнее.
Перед предприятиями оборонно–промышленного комплекса (ОПК) стоит задача увеличения выпуска высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения. Правительство РФ предлагает различные механизмы поддержки внутреннего спроса — инвестиционные квоты и утилизационные гранты для рыбаков и судостроителей, постепенное уменьшение гособоронзаказа и т. д.
Заказ снижает обороты
Президент Владимир Путин призвал оборонные предприятия увеличить портфель гражданских заказов к 2025 году до 30%, а к 2030 году — до 50% от общего объема продукции. На эти цифры ориентированы многие производства, но, как выяснилось, не все понимают, как их достичь. В частности, ни у одного судостроительного завода Петербурга не разработана программа по привлечению гражданских заказов, отсутствует соответствующий план мероприятий, а все надежды возлагаются на заказчиков и выделение дополнительных средств под эгидой диверсификации.
По словам зампредседателя правительства РФ Юрия Борисова, ситуация в Военно–морском флоте улучшается: он получает новые корабли и повышает боеспособность год от года.
"Насыщение вооружением у российской армии достигает нужного уровня — 70%, — подчеркнул Юрий Борисов. — В лучшем случае в ближайшее время гособоронзаказ будет стабилизирован по своим объемам, а для того чтобы удержать экономику и обеспечить динамичное развитие предприятий, нужно изучать новые рынки, и в первую очередь это гражданские заказы".
По словам вице–премьера, для поддержки предприятий ОПК государство планирует разработать ряд мер по стимулированию освоения новых ниш производства.
Катамараны идут в бой
Эти слова были сказаны Юрием Борисовым в Петербурге на прошлой неделе в ходе церемонии закладки судна противоминной обороны проекта 12700 на Средне–Невском судостроительном заводе (СНСЗ). Это предприятие приводилось в пример как успешно переходящее на гражданские рельсы. По информации СНСЗ, сейчас доля гражданских заказов в его производственной программе составляет около 10%.
Хотя, как рассказал генеральный директор завода Владимир Середохо, судостроительные компетенции предприятия позволяют заниматься строительством многоцелевых катеров, скоростных пассажирских судов, теплоходов, рабочих буксиров, рыболовных траулеров, универсальных, спасательных и многоцелевых судов и плавсредств.
По его словам, в ближайшее время предприятие планирует заключить три контракта на катамараны "Грифон" проекта 23290 для нескольких российских заказчиков. Цена одного судна — до 300 млн рублей.
Рыбак краболову рознь
Инвестиционная квота для рыбаков (так называемая "квота под киль") также призвана увеличить гражданские заказы на российских верфях. Выборгский судостроительный завод заключил несколько миллиардных контрактов на строительство серии судов–краболовов. Однако ситуация с пересмотром краболовных квот и возможный переход на аукционный принцип их распределения породили неразбериху с заказами. Так, Северо–Западный рыбопромышленный консорциум временно заморозил планы серийного строительства на верфи.
Судозавод "Пелла" миллиардера Герберта Цатурова (№183 в Рейтинге миллиардеров "ДП") также рассчитывает на увеличение портфеля гражданских заказов на строительство рыболовецких траулеров и краболовов в 3 раза в ближайшие 2–3 года. Об этом "ДП" рассказал исполнительный директор верфи Олег Кононов. По его словам, помимо заказов, которые уже есть у завода с группой компаний "ФЭСТ", "Мурмансельдью–2" и дальневосточной компанией "Антей", ведутся переговоры еще с несколькими рыбопромышленниками.
Заместитель генерального директора по экономике и финансам АО "Адмиралтейские верфи" Сергей Юрчук сообщил, что в 2019 году, как ожидается, доля гражданских заказов сформирует 35–38% выручки АО. В прошлом году верфи заключили договор на строительство ледостойкой платформы "Северный полюс" стоимостью почти 7 млрд рублей, а также ведут постройку серии рыболовных траулеров для Русской рыбопромышленной компании.
"Вместо составления планов мероприятий мы просто берем интересные гражданские заказы и расширяем этот сегмент бизнеса", — заявил Сергей Юрчук.
Также он заметил, что программа гражданских заказов должна прежде всего стимулировать заказчиков строить суда на отечественных верфях.
Модернизация во всем
По мнению главного аналитика Промсвязьбанка Андрея Тресорука, в текущей конфигурации российским верфям сложно конкурировать с мировыми лидерами судостроения по ценовым параметрам из–за их прежней ориентации на нужды ОПК.
"Для изменения ситуации необходима оптимизация производства и обновление производственно–технологической базы на заводах, — подчеркивает он. — В целом в России транспортный, промысловый и пассажирский флот характеризуется высоким уровнем износа, по ряду направлений — критичным. Его обновление может происходить на российских производственных мощностях".
По словам аналитика, пока основными интересантами являются госкомпании — не только "Атомфлот" и Росморречфлот, но и "Совкомфлот", "Газпром", "Роснефть".
"Однако основная часть заказов последних размещена на строящемся судостроительном комплексе "Звезда", что немного отодвигает в тень петербургские производства", — говорит Андрей Тресорук.
“
Сегодня каждое предприятие должно само разработать программу диверсификации производства. Одной из целей объединения комитета по предпринимательству и комитета по промышленности Петербурга было создание специальной программы, направленной на рост капитализации городского производства.
Именно объединение компетенций специалистов по коммерциализации и знатоков технологического производства должно дать нужный эффект. Потому что те предприятия, которые умеют производить качественную продукцию, к сожалению, не всегда умеют продать ее.
Конечно, у города нет возможности полностью обеспечить наши заводы гражданскими подрядами в рамках системы государственного заказа, поэтому нужно расширять границы рынков, а также думать о выходе на экспорт.
Юрий Калабин
председатель комитета по промышленной политике и инновациям Санкт–Петербурга
“
Самая большая сложность в том, что строительство гражданского флота должно быть окупаемым. А это при текущей ситуации в судостроении невозможно, так как военные заказы выполняются с огромной наценкой и с большим кругом интересантов. Заводы привыкли работать с раздутыми издержками и большой маржей. В результате появится много вопросов. Например, такой: почему судно военного назначения без учета вооружения стоит в разы дороже, чем гражданское? Для снижения издержек нужно обеспечить доступ к закупкам малому и среднему предпринимательству. Сейчас его практически вытеснили компании, аффилированные с ОСК. В результате частный бизнес вымирает.
Сейчас в судостроении все заказы государственные и регулируются наличием связей, а не рынком. Для эффективной экономической деятельности у судостроителей не хватает предпринимательских навыков. Компании не умеют (да и не хотят) работать в рыночных условиях, когда нужно производить качественную продукцию по конкурентной цене.
Леонтий Швецов
генеральный директор ООО "Русская судоверфь"