Завтра горсуд Петербурга начнет апелляционный процесс по жалобе миллиардера Бориса Зингаревича, с которого суд первой инстанции взыскал 102 млн рублей. Он выступает ответчиком еще по нескольким искам на сумму более 500 млн рублей, являясь поручителем по кредитам компаний своего сына.
В Петроградском суде Северной столицы против предпринимателя выступило московское ООО "Двина Капитал". Борис Зингаревич, по версии источников "ДП", в 2014 году получил у него заем 330 млн рублей. По условиям контракта, вернуть его петербургский миллиардер был должен не позднее 31 декабря 2017 года. Размер заявленных компанией "Двина Капитал" требований составил 48,2 млн рублей основного долга и 51,8 млн рублей процентов. В процессе первой инстанции представитель Бориса Зингаревича не оспаривал подписанных предпринимателем с ООО "Двина Капитал" документов. Суд отметил, что ответчиком не представлено доказательств погашения задолженности. В итоге в марте этого года районный суд удовлетворил иск "Двина Капитал" и взыскал с Зингаревича немногим более 102 млн рублей. Топ–менеджер подал апелляционную жалобу, рассмотрение которой назначено на 25 июля. Однако договор займа — это, скорее всего, не единственная связь бизнесмена с компанией "Двина Капитал". К слову, сама московская фирма в ноябре 2017 года признана банкротом, в отношении нее открыли конкурсное производство, а в списке кредиторов "Двина Капитал" указано управление делами президента РФ (УДП), заявлявшее к ней требование на 585,3 млн рублей.
Но настоящая сенсация — изложенная "ДП" точка зрения окружения Зингаревича. Там громко винят во всем "силовые методы", с помощью которых в России общаются с бизнесом.
Рублевская дача
УДП попало в список кредиторов "Двина Капитал" из–за сделки купли–продажи имущественного комплекса с этим ООО. В феврале 2013 года компания приобрела имущество ФГАУ "Оздоровительный комплекс "Рублево–Успенский", подведомственного УДП (Одинцовский район Московской области). Среди 65 объектов — 43 дачных дома, газовый склад, гаражи, баня, магазин и т. д. Владение этим имуществом дало "Двина Капитал" исключительное право на выкуп земли под объектами.
В мае того же года фирма приобрела у ФГАУ участок 336,2 тыс. м2 по кадастровой стоимости 33,1 млн рублей с разрешенным видом пользования "для дачного хозяйства". То есть цена составила 98,6 рубля за 1 м2. Земля была разделена на 102 участка, которые, как указано в арбитражном деле, были переданы физическим лицам, в том числе и Борису Зингаревичу.
Сама же сделка после проверки Генпрокуратуры была оспорена в арбитражном суде, признавшем ее недействительной. Как следует из экспертизы, коммерческая стоимость участков на август 2015 года составляла в общей сложности свыше 618 млн рублей.
Последствием такого решения стало требование к компании "Двина Капитал" возместить стоимость имущества, выбывшего из владения госструктур, — 585,3 млн рублей, поскольку вернуть обратно сами активы уже невозможно.
Семья и бизнес
Миллиардеры Борис и Михаил Зингаревичи связаны с Северной столицей. Их бизнес, начавшийся в 1991 году с компании "Техноферм", вырос до размеров лесопромышленной империи — группы "Илим", занимающейся производством целлюлозы, древесной массы, бумаги и картона. Оба брата входят в совет директоров компании, которая является их основным активом. Среди бизнес–партнеров предпринимателей Зингаревичей был и Дмитрий Медведев, до начала активной фазы политической карьеры. В СМИ предположительно связывали имена братьев с компанией "Плаза лотос групп". По данным открытых источников, фирма была создана американским девелопером Plaza Group и российской группой Lotus Group, подконтрольной Борису и Михаилу Зингаревичам.
Среди активов Бориса Зингаревича СПАРК указывает ООО "Гамма финансы", "Дельфин", "Омега финансы", "Калар РС" и ЗАО "СЭТ". Он является акционером компании Ener1, производящей литий–ионные батареи. А ее вице–президент — сын Бориса Зингаревича — Антон. В Рейтинге миллиардеров "ДП" на 2018 год Борис Зингаревич был на 6–м месте (размер состояния — 108,4 млрд рублей).
МТС–банк просит дважды
Впрочем, спор с "Двина Капитал" — не последняя судебная история, в которой фигурирует бизнесмен. К примеру, в Дорогомиловском суде Москвы проходил процесс по иску МТС–банка к Борису Зингаревичу и ООО "Дельфин" на 155,5 млн рублей. Как ранее сообщал "Коммерсант", оба выступили поручителями по кредиту, выданному Инжиниринговому центру "Энерго", входящему в возглавляемый Антоном Зингаревичем холдинг "Энергостройинвест". Кроме того, весной 2017 года банк заключил с "Дельфином" договор цессии, переуступив ему право требования по кредиту на 814,9 млн рублей. Общество обязалось выплатить кредитному учреждению на 50 млн рублей больше этой суммы, но с рассрочкой до 2022 года. В 2018 году "Дельфин" не смог выдержать график платежей, что дало повод банку обратиться в суд. Борис Зингаревич в случае неисполнения компанией обязательств брал на себя погашение долга. Как отмечает Светлана Гузь, управляющий партнер юридической компании Legal to business, в требовании банку было отказано в связи с погашением задолженности.
Параллельно МТС–банк взыскивает с ООО "Дельфин" в арбитраже 41,1 млн рублей задолженности по этому же договору цессии. Борис Зингаревич в этом споре участвует в качестве третьего лица. Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск финансового учреждения, но его решение было обжаловано ответчиком. Во второй инстанции представитель "Дельфина" заявил о выплате задолженности, но 9–й арбитражный апелляционный суд не принял это обстоятельство во внимание. Дело в том, что Арбитражный суд Москвы огласил резолютивную часть своего решения по иску МТС–банка 4 декабря 2018 года, оплата была произведена более чем через месяц после вынесения решения. Сейчас Арбитражный суд Московского округа принял к производству жалобу "Дельфина".
Финансы поют гаммы
Похожая история развивается в том же Петроградском райсуде: Глобэксбанк просит взыскать солидарно с Бориса Зингаревича и его компании "Гамма финансы" 259 млн рублей. Повод к этому спору тоже дало поручительство предпринимателя и его компании по кредитному договору. В 2011 году финансовое учреждение, сегодня входящее в состав Связь–банка, открыло ООО "Инжиниринговый центр "Энерго" кредитные линии на 3 млрд рублей и на 2,1 млрд рублей. Срок погашения — 2015 год. В апреле 2016–го Глобэксбанк заключил с "Гамма финансы" договоры цессии, переуступив ей права требования по кредитам Инжинирингового центра "Энерго". Как и в деле МТС–банка, поручителем по договорам цессии выступил Борис Зингаревич. По первому договору об уступке права требования банк указывает задолженность 77,99 млн рублей, по второму — 181,06 млн. Сейчас рассмотрение дела отложено для подготовки мирового соглашения.
Комментируя ситуацию, Борис Зингаревич кратко заявил "ДП": "Идет переговорный процесс". А его представитель, характеризуя ситуацию с исками, сообщил: "У нас распространена ситуация, когда к бизнесменам применяются силовые методы".
В контексте
Братья Зингаревичи — яркий пример девелопмента начала нулевых, который уже ушел в историю. За 15 лет компании, которые связывали с ними, начали в регионе шесть знаковых проектов. Ни один из них так и не был завершен, а многие погрязли в исках и в дальнейшем перешли новым инвесторам.
Вот краткий перечень: "Конюшенное ведомство", "Марсово поле", "Площадь Восстания", "Гольф–клуб "Дюны", "Отель на Невском, 79", "Жар–птица" и крытая ледовая арена на Крестовском острове.
Как рассказывают участники рынка, интерес к девелопменту у бизнесменов проявился в 2006 году, после продажи акций "Илим Палп" американской International Paper. Для реализации проектов были созданы компании "Плаза Лотос групп" и "Оранж–девелопмент", а также связанные с ними ООО "Лотос", ООО "ПЛГ", ЗАО "Большая Ижора", ООО "Согласие", ЗАО "Синопская набережная".
На излете своего губернаторства Валентина Матвиенко подписала распоряжение о предоставлении ООО "Гольф Дюны" 206 га в Курортном районе (Канавное болото) для строительства спортивного гольф–клуба с арендной платой 165,4 млн рублей. При этом платежи разбивались на четыре этапа строительства, которое надлежало завершить к сентябрю 2017 года. При соблюдении условий инвестдоговора аренда пролонгировалась бы на 49 лет. Но — не случилось. И как итог — банкротство компании в 2014 году.
"Оранж–девелопмент" получает здание на Конюшенной пл., 1, лит. А, объем инвестиций — 3,5 млрд рублей, срок реализации — до 2016 года. Но в том же 2016 году проект был остановлен, взамен компания получила четыре земельных участка. Один из них продали, а на двух других уже строятся инвестотели. Причем формально все компании, которые возводят объекты, к Зингаревичам не имеют никакого отношения.
Еще более загадочен проект "Жар–птица" в Большой Ижоре, о котором стало известно в 2005 году. Под него искали инвесторов, готовых вложить 3 млрд евро. В Финском заливе появились бы 18 искусственных островов, напоминающих хвост чудо–птицы, с гостиницами, аквапарком, горнолыжными трассами. В 2008 году вместо намыва было решено развивать 50 га берега в духе "нового урбанизма" — понизить высотность и плотность, застроить участок коттеджами, в которых разместить курортно–рекреационный центр с гостиничной инфраструктурой, велнесом и яхт–клубом.
Инвестиции в проект оценивались уже в $250 млн. Участок, как обычно, находится в собственности Ленобласти и был предоставлен под проект в аренду с правом дальнейшего выкупа.
Проект не реализован — и, скорее всего, не будет.