Новый "Король Лев" демонстрирует показатели безусловного суперхита, но является ли таковым на самом деле? Впечатляющие доходы почему–то не подкрепляются восторгами посмотревших. Рейтинг фильма среди кинокритиков, по данным сайта Rotten Tomatoes, — 52%, то есть "тройка с минусом", зрительский балл на IMDb — 7,2 — неплохо, но не более того. Эти цифры интереснее и важнее, чем кажутся на первый взгляд. Они не случайность, а закономерность и часть продуманной стратегии Disney, в которую входит и курс на ремейки, и поглощение всех и вся, от "Звездных войн" до Pixar. "Король Лев" лишь фиксирует новый статус компании: студия, производившая чудеса, перепрофилируется в фабрику с культом капиталистических ценностей. Вот доказательства.
Ремейки
Эксплуатация старых хитов — это, пожалуй, главная ставка нынешнего Disney. Один за другим на экраны выходят новые версии "Дамбо", "Аладдина", теперь вот "Короля Льва". Студии больше не интересны оригинальные сценарии и свежие персонажи — они ненадежны, рискованны с точки зрения бизнеса и — да, могут, конечно, пополнить пантеон из Белоснежек, Микки–Маусов и Бэмби, но если существует вероятность потерять сотни миллионов (бюджет "Короля Льва" — $250 млн), то лучше не рисковать. Логика боссов корпорации проста: публике может не понравиться новый Муфаса, но она точно придет на него поглядеть. Билет куплен, дальше — ругайте сколько хотите.
Атрибутика
Disney всегда был не только студией по производству контента. Сегодня можно говорить, что он уже "не столько" такая студия. Продажа игрушек, футболок, бейсболок и прочее–прочее становится важнее, чем продажа билетов в кино. Хотя бы потому, что туда человек может сходить ну два раза, ну от силы три, а мерч покупать — бесконечно. Возьмем "Звездные войны": после покупки франшизы "Диснеем" кассовые сборы фильмов о космических баталиях составили $3,38 млрд, из которых нам стоит вычесть расходы на рекламу, долю кинотеатров и собственно бюджет фильма. За это же время продажи пластмассовых Дартов Вейдеров и иже с ним принесли компании $1,7 млрд. На мультфильме "Тачки" Disney заработал $1,4 млрд, на лицензионной к нему продукции — $1 млрд. Доля от продажи атрибутики растет каждый год, а функция новых фильмов скоро будет сводиться лишь к обеспечению продажных мощностей. Ну и конечно, чтобы мерч покупали, "Диснею" не нужно одобрение критиков, не нужно хорошее кино — ему необходимы лишь талантливые маркетологи.
Покупка конкурентов
"Дисней" монополизирует досуговый кинематограф. Marvel, LucasFilm, 20th Century Fox, Pixar — все они давно потеряли самостоятельность, все они — часть корпорации. Кому–то (как Pixar) позволено экспериментировать чуть побольше, кому–то (как LucasFilm), наоборот, настоятельно рекомендовано отказаться от сюрпризов. Любая монополия — зло, монополия в искусстве — зло в квадрате, она исключает этого искусства развитие.
Технологии
Нет, Disney, конечно, продолжает работать на "вау–эффект", но это эффект не от рассказанных историй, а от того, как они показаны. Фотореалистичная компьютерная анимация сама по себе невероятна, но в компании, кажется, не очень задумываются над тем, как именно ее лучше использовать. Пример "Короля Льва" показателен: новая форма убивает сказку, говорящие и поющие мультяшки — это нормально, поющий в голос "живой" лев — вводит в недоумение. Отдельная ремарка — не очевидная привлекательность некоторых реалистичных животных. Возьмем, к примеру, Пумбу — можно нарисовать обаятельного бородавочника, но в дикой природе это не самое симпатичное животное. Фотореализм работает против персонажа. Кроме того, Disney все так же боится рисковать: у "настоящих" животных, к примеру, нет гениталий! Технология сама по себе перестанет удивлять через пару–тройку фильмов, если Disney продолжить жить по принципу "как бы чего не вышло" — это может стать проблемой.
Итог
Несмотря на рекордные сборы и финансовое благополучие — Disney в кризисе. Любая бизнес–стратегия предполагает и имиджевые проекты. На данном этапе за них отвечает Pixar, но и он становится все более форматным, а самые удачные проекты студии последних лет — тоже продолжения. Зрителю остается надеяться, что в ближайшие годы у компании появится мощный конкурент и в этой гонке родится что–то по–настоящему великое. Но куда реалистичнее другой прогноз: никакой гонки не будет — Disney просто купит своего противника.