Конечно, проведение массовых мероприятий является частью здорового общества. Возможность выразить свои взгляды есть у каждого, да и действующей власти удобнее работать с общественным мнением, когда оно предъявлено и персонифицировано. Но вопрос в том, где эти массовые мероприятия проводятся, какая их реальная цель и как в итоге на них реагируют представители власти.
Здесь есть четкое разделение. Митинги, проходящие в соответствии с законодательством и направленные на выражение мнения участников. И митинги, организованные в качестве провокации, цель которой — возбуждение острых эмоций и создание ярких картинок, а не донесение каких–то смыслов.
Различны и их участники.
Есть группы людей, искренне несогласных с практикой принятия решений по регистрации кандидатов в рамках текущего избирательного процесса. Это мнение озвучено в медиа, оно имеет поддержку и в экспертном сообществе, и среди официальных структур. Действительно, и процедура проверки подписей в Москве, и вопросы работы ИКМО в Петербурге подвергаются серьезной критике. Нужно уточнять законодательство, совершенствовать процедуры, и определенные шаги в данном направлении делаются.
Но законы не меняются перекрытием улиц и драками на площадях. Это сложная работа юристов и депутатов.
Мнение по данной теме высказывалось на ряде санкционированных митингов, что как раз и является гражданским обществом в его наглядных проявлениях.
Но ряду политических сил этого мало. И тогда в ход идет метод манипуляций, когда нужно вывести толпу наперекор действующим законам и правилам, спровоцировать силовой ответ драками, закидыванием камнями и распылением газа, перекрытием движения автомобилей, сооружением подобия баррикад. Главное — больше треша, больше картинок, которые можно продать, больше жертв. Нужно создавать летопись павших героев, по известному сценарию "небесной сотни" предъявлять миру "преступления кровавого режима". На это ведется часть молодых активистов, не помнящих историю и не способных оценить свою роль пушечного мяса в чужой постановке. Кто–то — "мы здесь власть" — уже сейчас рассчитывает штурмовать мэрию и писать в ней новые законы. Кто–то готовится раскачать ситуацию под осень, к намеченной "рябиновой революции", когда должна вспыхнуть дуга нестабильности от Санкт–Петербурга, через Москву, Поволжье, Екатеринбург (который уже разогрет), дальше в Сибирь.
Конечно, на это должна реагировать власть.
И она это делает.
С большим или меньшим умением.
С большими или меньшими перегибами.
И все это на фоне межэлитной борьбы за расстановку сил в преддверии транзита власти. Выборы и массовые акции всегда были востребованным механизмом такой игры.
Можно вспомнить, как еще весной приезжающие из Москвы оппозиционные политики громко заявляли, что основные процессы 2019 года должны состояться в Петербурге.
А как же выборы в Мосгордуму? О них предпочитали молчать. Казалось, там все схвачено и решено. Команда Сергея Собянина должна была провести образцово–показательный процесс и сформировать удобное для своего шефа представительство. Это была бы серьезная заявка на будущий политический рывок. Но что–то пошло не так…
И вновь появляется запрос на отвлечение внимания, предпринимаются попытки перенести московскую повестку в Санкт–Петербург.
Большие игры, большие деньги, большие перспективы победителей.
Жаль только, что, кто бы ни оказался в итоге в выигрыше, он никогда не вспомнит об уличной массовке, выстилавшей своими телами путь к заветной цели.
Так было всегда.
Так будет и на этот раз.