Минэкономразвития представило на общественное обсуждение проект указа президента, в котором предлагало уже с 2020–го переложить на бюджет весь объем перекрестного субсидирования в тарифах на электроэнергию, а также часть нерыночных надбавок к цене электрической мощности. Однако просуществовала идея недолго.
Генерация оптимизации
Перекрестное субсидирование — одна из старейших и самых острых проблем российского энергорынка. Суть в том, что часть оплаты за потребленную электроэнергию перекладывается с населения и объектов социальной сферы на промышленные предприятия, то есть фактически происходит перераспределение тарифов под контролем государства. В годы реформирования РАО ЕЭС неоднократно декларировалось, что это прямое наследие советской тарифной системы будет постепенно ликвидировано, а тарифы на электроэнергию для населения и промышленности выровняются. Однако на практике объем "перекрестки" только растет: в 2012 году Минэнерго оценивало его в 220 млрд рублей, в 2017–м — уже в 368 млрд рублей. При этом потребление электроэнергии населением увеличивается, а предприятиями — снижается, что увеличивает тарифную нагрузку на последних. В итоге перекрестное субсидирование составляет у крупных потребителей 13% в конечной энергоцене.
Чтобы снизить расходы, крупные производства отказываются от распределительных электросетей в пользу прямого подключения к магистральным сетям ФСК (в этом случае тариф на подключение в 4 раза меньше) либо строят собственную генерацию (ее объем, по оценке Минэнерго, в настоящее время превышает 12 ГВт, то есть около 5% от суммарной мощности всей российской энергосистемы). Это еще больше увеличивает "перекрестку", приходящуюся на прочих потребителей.
Попытки отказаться от перекрестного субсидирования предпринимались неоднократно. Самая заметная была предпринята в 2013 году, когда правительство предложило ввести социальную норму потребления электроэнергии. Однако понимания со стороны общества проект не встретил, и в январе 2019–го вице–премьер Дмитрий Козак заявил, что вопрос введения соцнорм на электроэнергию окончательно закрыт.
И вот в июле Минэкономразвития предложило радикальное решение — переложить весь объем перекрестного субсидирования на федеральный бюджет. А заодно и ряд других нерыночных расходов, включаемых в цену на электрическую мощность (среди них, скажем, субсидирование энерготарифов на Дальнем Востоке). В проекте также предлагалось принять меры по росту эффективности работы электросетей, в том числе оптимизации их инвестпрограмм, исходя из роста тарифов не более 2,5% ежегодно. Суммарную нагрузку на федеральный бюджет при реализации своего проекта МЭР оценило в 402 млрд рублей.
Мысль о том, что государство должно решать социальные и инвестиционные проблемы самостоятельно, не перекладывая расходы на энергорынок, не нова и среди потребителей достаточно популярна. Отраслевое сообщество неоднократно признавало идею снижения нагрузки на энергорынок на счет бюджета оптимальной, но соглашалось, что в текущих экономических условиях она вряд ли осуществима. Тем более что финансовая нагрузка на потребителей энергорынка за счет нерыночных надбавок только увеличивалась и в нее включались все новые и новые проекты вроде господдержки возобновляемой энергетики.
Опять не вышло
Однако спустя сутки проект указа был удален с федерального портала нормативных правовых актов, а министр МЭР Максим Орешкин признал, что источников финансирования для столь смелых идей нет. По слухам — из–за негативной реакции Минфина и лично первого вице–премьера Антона Силуанова. Она была ожидаемой: 402 млрд рублей — это более 2% расходной части нынешнего бюджета. И хотя федеральный бюджет — 2019 ожидается профицитным, бюджетное правило, по которому дополнительные нефтегазовые доходы сверх цены $41,6 за баррель зачисляются в Фонд национального благосостояния, пока тот не достигнет размера 7% ВВП, никто не отменял. Да и проектов, для реализации которых могут потребоваться лишние бюджетные деньги, в стране предостаточно.
Вряд ли в Минэкономразвития этого не понимали. Но оно назначено ответственным за реализацию поручений Владимира Путина по решению проблемы перекрестного субсидирования, а правительство не готово принимать непопулярные решения вроде повышения тарифов на электроэнергию. Теперь министерство, предложившее наиболее радикальный и всеобъемлющий вариант решения проблемы, может с чистой совестью отрапортовать, что поручение президента выполнено, но реализация его невозможна. О том, что стоимость электроэнергии для потребителей энергорынка будет продолжать расти из–за увеличения объемов "перекрестки" и нерыночных надбавок, какое–то время можно не вспоминать. Возможно, пока нефть не подорожает.