Китайцы состоятельны и активны — а в Петербурге вложения в недвижимость в среднем окупаются за 10, максимум 12 лет. Для них это хорошая экономика. Но технология работы с китайским покупателем пока нуждается, на мой взгляд, в достаточно серьезной корректировке и четкой детализации.
Китайские бизнесмены сложны в вопросах, связанных с приобретением объектов недвижимости. Они достаточно закрытые и живут своей диаспорой. Поэтому и статистики по покупке жилой недвижимости китайцами в Петербурге нет. Как правило, они получают от брокеров информацию, а вот сделки через них совершают нечасто, объясняя это разными предлогами, дескать, не привыкли и не хотим платить брокерам за услуги. Поэтому сделки проходят через своих: в городе живет много обрусевших китайцев, которые, может быть, не настолько хорошо владеют рынком, но могут помочь в совершении покупки.
То же касается коммерческой недвижимости. Мы неоднократно пробовали работать с крупными объектами недвижимости, но не до конца понятно, кто их реализует и какие у этих операторов полномочия. Заявляется, например, компания "Сюнь Лунь", крупная она или нет, проверить невозможно. Мы пытались искать информацию: компания зарегистрирована в очень дорогом бизнес–центре в Пекине. Но переговоры с ней на каком–то этапе все равно резко прекратились, компания пропала, а потом эти же люди всплыли на другом объекте.
В проектах с китайцами участвует масса посредников. Приезжает условный Ван Линь и говорит, что у него есть фирма или очень богатый китайский партнер, у которого есть $100 млн, просит найти объекты. Мы предлагаем заключить договор на поиск, чтобы я понимал, для кого я работаю. Но в ответ слышу: "Нет, дайте мне объект, они приедут через месяц". Ты ищешь объект, а они не приезжают ни через месяц, ни через год. И бывает ситуация, как в наши 1990–е: один пошел искать мешок с деньгами, другой пошел искать вагон с сахаром. На том и разошлись. Мы сейчас пытаемся наладить контакты с объединением риелторов в Пекине. Думаю, что, когда будем работать с общественным объединением, доверия друг к другу будет больше. Мы написали уже два предварительных письма, сейчас обсуждаем детали.