В Петербурге чуть не разгорелся антисемитский скандал, но в итоге все друг друга поняли. Рекламу с изображением рантье, похожего на религиозного еврея, заменили на тещу со скалкой.
На прошлой неделе в соцсетях появилась фотография рекламного баннера ЖК "Новоселье", где человек, очень похожий на карикатурного еврея, предлагал купить квартиру в ипотеку без первого взноса. Как минимум один такой баннер был замечен на проспекте Космонавтов.
Фотографию опубликовал 1 августа в Instagram пользователь Евгений Бручас. Реклама его возмутила.
"Я не еврей, но все равно как-то обидно стало, за человечество в целом. На баннере, простите, кто? Еврей-арендодатель? Или еврей-ростовщик, предлагающий ипотеку? Представитель указанного в юрстрочке банка? В любом случае, смысл получается явно отрицательный, с упором на национальность. И это не двусмысленный посыл, а самый прямой! Господа, вы серьезно?" — написал он.
Рекламное агентство Cakelabs, разработавшее баннер, вскоре появилось в комментариях. Глава агентства и автор идеи Илья Раскин заявил, что на картинке изображен он сам через много лет.
"На изображении я, только лет через 15-20, когда у меня будет 21 квартира, которые буду сдавать и ездить на работу каждый день. Сейчас у меня немного меньше, но тем не менее мне очень нравится мой статус арендодателя", — ответил в комментариях Раскин.
Соцсети взбурлили комментариями. Часто — негодующими.
"Дно днищенское. Позорище. Серость и хамство", — писали одни.
Другим баннер показался смешным. В целом мнения разделились примерно поровну.
Одни комментаторы указали на эксплуатацию стереотипа о том, что все евреи якобы ростовщики. Некоторые и вовсе вспомнили агитационные карикатуры Третьего рейха. Другие же отмечали, что ничего антисемитского в картинке, в общем-то, и нет. Наоборот, здоровая беззлобная самоирония.
Иные отметили, что в западном sjw-дискурсе это назвали бы культурной апроприацией — это когда ты используешь в неких целях стереотипы определенной национальности, не будучи при этом ее представителем. Или в целях, которые не имеют никакого отношения конкретно к этой национальности.
"А может, сделать рекламу водки с русскими? Или бургеры с американцами?" — предлагали некоторые.
Позже в сообществе петербургской Большой хоральной синагоги в соцсетях "ВКонтакте" и Facebook появилось голосование, в котором пользователям предлагалось решить, является ли эта картинка антисемитской. В свою очередь, компания пообещала убрать баннер, если большинству пользователей она покажется некорректной.
Мнения опять разделились. В опросе, размещенном "ВКонтакте", большинство (53%) все же считает, что в баннере нет ничего оскорбительного, и его можно оставить. В Facebook цифры другие: против рекламы выступили 75% опрошенных.
Тем не менее ЖК "Новоселье" и Cackelabs решили демонтировать баннеры еще в момент проведения опроса.
"Мы решили, что лучше никого не обижать, а жить в любви и согласии", — пояснил dp.ru директор по маркетингу ЖК "Новоселье" Алексей Муравьев.
Компания решила убрать баннеры, заменив изображение рантье на тещу со скалкой из предыдущей рекламной кампании, которая называлась "Прощай, теща!".
Алексей Муравьев рассказал dp.ru, что это решение было принято, несмотря на то, что никакого антисемитизма в рекламе, по его мнению, нет.
"Это собирательный образ рантье. Прихожане синагоги увидели, что мы используем образ религиозного еврея, но я так не считаю. Он, может быть, похож отчасти — шляпа, борода и костюм — но задачи кого-то обижать или эксплуатировать образ не было. Общий посыл рекламы такой: "зачем вам аренда, если есть ипотека под 0%?" И образ успешного рантье, который эту ипотеку предлагает. В чем-то, наверное, противоречивая реклама. Но в итоге мы договорились с пресс-службой синагоги, чтобы разместить опрос в соцсетях. В процессе общения в комментариях я видел, что людей это задевает, и на второй день проведения опроса я решил, что мы снимем эти баннеры в любом случае — даже если опрос решит, что надо оставить, все равно есть часть людей, которых это обижает. Это неправильно", — сказал Муравьев.
В Большой хоральной синагоге это решение одобрили.
"Мы считаем, что это цивилизованная, ответственная реакция на создавшуюся ситуацию. Рекламодатели поняли, что баннеры обижают определенный круг людей, и приняли решение, исходя из человеческих чувств, а не критериев формальной обязанности. Это отличный пример того, как через диалог и открытое обсуждение можно бесконфликтно решать возникающие противоречия", — говорится в заявлении синагоги.
Похоже, все закончилось хорошо.