Боюсь, вы не заметили, но вековая мечта нашего города о морском фасаде близка к завершению. Петр I выйти к самому синему морю не решился, да и после него к заливу мало кто подходил. Только в тихие 1970–е морской фасад стал главной частью нового Генплана Ленинграда. Теперь — свершилось. Правда, Васильевский остров начиная все с тех же 1970–х обрел уже множество первых линий застройки, каждая из которых отодвигалась вглубь последующей. Ну а потом, как все знают, в остров врыли ЗСД, перед передовой линией домов возник ров, зато насыпали намывное дополнение. Жилые комплексы заслоняют друг друга, а на днях на главном здании одного из самых новых водрузили стотонный шпиль.
С трудом верится, что на этом приращение Васильевского или уже нового намывного острова закончится. Кстати, есть ли у него имя, или он все еще безымянный ерик? А можно бы и конкурс на название провести — как сейчас модно. Только вот верится слабо, что этот остров новых перспектив станет предельной границей. В конце концов, и Морской терминал там есть.
Терминал, правда, предельно скучный. Мы ведь не Котка какая–нибудь или, скажем, Салерно, чтобы превращать паромный вокзал в архитектуру. Ее у нас и так в центре много, а потому на дальнем краю она не обязательна. Хотя никакой станции метро там не предусмотрели, но у нас для доставки миллионов туристов как от морских, так и от воздушных ворот автобусы есть. Нечего их к комфорту сразу приучать, за красотой, чай, приехали, а не за удобством.
С морским вокзалом ограничились функцией, но зато на главный морской фасад нашего города был ведь даже конкурс. Честно признаюсь еще раз: ни на конкурсные проекты, ни на победителя с серьезностью не смотрел. Во–первых, по наивности не верил, что это вообще будут строить. Во–вторых, увидев победителя, проявил еще большую наивность и не поверил еще раз. И — как часто в жизни — ошибся. Вы же видите — уже и шпиль водружают. Он, единственное, какой–то неправильной формы, своего рода игра в деревенскую неправильность. Смысл голландского проекта, видимо, в том и был, чтобы не конкурировать с нашими главными шпилями. Но эта конструкция, казавшаяся бы идеальной для какого–нибудь милого городка на Северном море, у нас выглядит нелепо. Впрочем, все это увидят лишь те, кто подплывает на круизных махинах, а также пассажиры "Метеоров" в Петергоф. Однако же — характерно.
Один из самых больших градостроительных проектов за последние полвека, а с точки зрения старого города — один из самых важных.
Ведь в центр не вторгаются, остаются на самой периферии, но зато фасадной. Казалось бы, именно тут и можно бы продемонстрировать смелость и азарт.
Никому не мешаешь, а себя показываешь. Но выступили робко. Почему? Боялись не по чину сопоставиться с главным небоскребом?
Но и он, и стадион от такого соседства только бы выиграли. Они ведь по большому счету и не архитектура, а умелое строительство, но с виду качественное.
Одна знакомая часто повторяет, что она этот район уже полюбила — стадион, небоскреб, все совсем другое, не так, как в центре. И такой настрой даже понятен: средний вкус, полу–Дубай, очень мило, даже свежо, а вид с ЗСД на залив на вечернем закате головокружительно прекрасен. Только все эти арабские шейхи решились на главное и позвали мегазвезд. А у нас настоящего "Wow!" не получается. Только полу–wow.