В Петербурге сегодня работает более 100 магазинов белорусских товаров. Стереотип "давно знакомой и дешевой колбасы" должен был бы привлекать покупателей, но на деле их спрос снижается, а эксперты прогнозируют угасание этого рыночного сегмента. Визуально все торговые точки оформлены похоже — используют в оформлении флаги и национальные узоры Белоруссии. Но, как выяснил "ДП", единой сетью они тем не менее не являются.
По итогам исследования "ДП" пришел к выводу, что в этом многообразии нет единства.
Сегодня в городе работает три сети: "Белорусский дворик", "Белорусачка" и "Белорусский гостинец".Остальные точки принадлежат индивидуальным предпринимателям.
На сайтах магазинов и в их группах в соцсетях говорится о высоком качестве, сохранении традиций советских ГОСТов и экологичности производства (иногда слово в слово).
Этой же мысли придерживаются в местном отделении посольства Белоруссии: говорят, что магазины национальных товаров — частная инициатива, которая развивается благодаря "высокому качеству продукции и невысоким ценам".
"Бизнес есть бизнес. В Петербурге происходит хорошее взаимодействие с профильными структурами, которые позволяют нормально развиваться, открывать торговые точки", — пояснили дипломаты.
"Национальным" белорусским бизнесом в Петербурге занимается группа заинтересованных предпринимателей, говорит владелец сети магазинов "Белорусский дворик" Алексей Мозокин (владеет более чем 100 точками в Петербурге и Ленобласти). По его словам, найти в городе белорусскую продукцию несложно, но большого спроса на нее нет.
"Пик приходился на 2013–2016 годы. В 2014 году из Белоруссии поступало мало продукции, это было связано с внешней политикой. Тогда мы и решили создать свою торговую марку, чтобы не остаться без товара", — вспоминает Алексей Мозокин.
Другие участники рынка на условиях анонимности говорят, что на фоне международных протоколов о долгосрочном сотрудничестве у белорусских товаров нет преференций на российском рынке. Даже более того — белорусы не могут нормально возвращать налог на добавленную стоимость, и им приходится "становиться россиянами", то есть регистрировать компании здесь. Ведь других крупных рынков сбыта они найти не смогли.
Вместе с тем бизнес в формате небольших розничных магазинов у дома пока уверенно держится на плаву, поскольку тренд на белорусские товары совпадает со спросом на такие малые форматы торговли.
"Эта ниша востребована и была относительно свободна, и эти магазины успешно заполняют ее. Они существенно выигрывают у точек, где ассортиментный фокус направлен на табачные изделия и нелегальный алкоголь", — полагает гендиректор агентства "Infoline–Аналитика" Михаил Бурмистров. По его оценке, белорусская пищевая отрасль "экспортно ориентирована на Россию", и на ее долю приходится около 49% товарооборота республики.
Лучшие соседи
Традиционно на российский рынок привозят сезонные продукты из стран Средней Азии и Закавказья — фрукты и овощи. "Прибалтика мало что дает, несмотря на шпроты, — это почти невидимый объем", — отмечает аналитик ГК "Финам" Алексей Коренев. По его оценке, с Украиной объемы торговли "больше, чем могло бы показаться", особенно в сфере машино– и приборостроения, отлаженной еще с советских времен. Одно время также был очень популярен узбекский хлопок.
По данным ФТС России, в 2018 году товарооборот России с Белоруссией составил 33,99 млрд долларов США, увеличившись на 12,6% по сравнению с 2017 годом. "В России прекрасно расходятся, например, всевозможные белорусские котлеты из индейки. Одежда недорогая по сравнению с нашей и достаточно качественная. Понятно, что это нишевый продукт, но есть определенная категория покупателей, которые охотно ходят в магазины именно за ним", — говорит аналитик ГК "Финам" Алексей Коренев.
Продукты из Белоруссии есть и на полках сетевых гипермаркетов. В "Ленте" это молочная продукция, мясные консервы, консервированные помидоры и огурцы, а также жидкое мыло и даже кофе. "Спрос на белорусские товары стабилен", и часть товаров под собственной торговой маркой "Ленты" производят белорусские партнеры, сообщили в пресс–службе компании.
В магазинах "Народная 7Я семьЯ" (ТД "Интерторг") также отмечают "традиционно хороший спрос" на белорусские товары, особенно на такие продукты, как молоко и творог.
На полках торговой сети "Пятерочка" эти товары представлены в молочной продукции, сырах, сгущенке, кондитерских изделиях и алкогольных напитках.
"Несвижский завод детского питания производит для компании молочную продукцию под брендами "Сарафаново" и "Верховье", которые эксклюзивно представлены только в магазинах группы", — добавляют в пресс–службе компании X5 Retail Group. По оценкам группы, "доля других белорусских поставщиков в своих категориях не превышает 5%".
Знаменитые креветки
Под видом белорусских в Россию импортировали и санкционные товары.
"Проблема была даже не с креветками, больше с молочной продукцией, яблоками — тем, что Белоруссия сама производит и что тяжело идентифицировать.
Они ведь тоже эту продукцию поставляют, и понять, какая ее часть была белорусской, а какая — вывезенной из Польши или остальной Европы, было тяжело", — говорит Алексей Коренев.
Эта история получила шумную огласку в 2015–2016 годах, но период был достаточно коротким, отмечает эксперт.
Запрет Россельхоза
В числе запретов управления есть карантинная продукция, а также список комбинатов и производителей, чей ввоз продукции ограничен. Так, с 12 апреля 2019 года Россельхознадзор ввел ограничение на поставки яблок и груш в связи "с неустановленным фитосанитарным статусом и фальсифицированными фитосанитарными сертификатами". С 24 июля ограничения на яблоки сняли под гарантии ГУ "Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений" Белоруссии. До того российские эксперты посетили республику, где оценивали производственные мощности 51 предприятия по производству яблок, уточняли площадь садов, сортовой состав и урожайность, рассказали "ДП" в пресс–службе управления надзорного ведомства. Кроме того, с 4 апреля Россельхознадзор ввел ограничения на ввоз в Россию мяса говядины на кости и крупного рогатого скота со всех предприятий Белоруссии. Причиной стало "отсутствие официального статуса Международного эпизоотического бюро по губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота (бешенство коров)".
Белоруссия занимает 5–е место среди стран — торговых партнеров Санкт–Петербурга. Основная доля импорта — это продукты питания, а в структуре экспорта она приходится на минеральные продукты, говорит вице–президент СПб ТПП Екатерина Лебедева.
Именно за счет сырьевой группы в 2018 году экспорт вырос на 14%, до 1,6 млрд долларов США.