Дискуссию вокруг бюджета Петербурга — его параметры озвучены в понедельник — делает интересной вот какая история. Вклад нашего города в ВВП России составляет порядка 5% (вклад Москвы превышает 20%). Разумеется, это отражается и на бюджете — в Северной столице объем его доходов в 2020 году должен составить 665 млрд рублей, объем расходов — 711 млрд. В "настоящей столице" цифры другие — 2447 млрд и 2687 млрд соответственно. В принципе такое разделение соответствует доле вклада региона в национальную экономику. Но есть нюансы.
Дело в том, что бюджет российской столицы в огромной степени является производной от уникального положения Москвы как главного центра принятия всех мало–мальски значимых решений. Основа бюджета "субъекта РФ" — налог на прибыль компаний и налог на доходы физических лиц. Москва — точка притяжения крупнейших корпораций, которые критически нуждаются в административном ресурсе и вынуждены находиться рядом с его источником. Отсюда колоссальные поступления от налога на прибыль. Соответственно, столица оказывается центром притяжения высокооплачиваемых специалистов, а доходы множества из них — это производная от расходов федерального бюджета, фундаментом которого, как помним, являются доходы от нефти.
В итоге оказывается, что и грандиозный объем московского НДФЛ, в сущности, производная от миллионов тонн нефти, добытых в Сибири и прокачанных в Европу, в том числе и через терминалы на территории Ленинградской области.
Тут не Москва
В Петербурге все выглядит немного не так. Его бюджет гораздо в большей степени опирается собственно на внутригородские ресурсы. Или на уникальное положение по отношению к морским границам страны. Общее "агломерационное" правило, действующее на протяжении нескольких тысяч лет, — чем ближе к морю (или вообще к водному транспортному пути) какой–то город, тем он современнее, богаче и успешнее. Да и переход от традиционного общества к современному происходил в первую очередь там, где вольные городские общины имели выход к океану. Не случайно основатель Петербурга был так очарован Амстердамом, что решил воспроизвести его на приневских болотах. О чем–то подобном догадывался и человек, фактически переучредивший современную Москву в качестве "лучшего города Земли". Товарищ Сталин, тоже, в общем–то, зацикленный на идее столицы — "порта пяти морей".
Обложить и вытащить
Поскольку в следующем году бюджет Петербурга должен в доходной части вырасти на 10%, с 591,8 млрд до 665 млрд рублей, а в дальнейшем достичь и триллиона, любопытно понять, каким образом это будет сделано.
Согласно данным ФНС, доля налоговых поступлений в бюджет Петербурга в текущем году составит 550 млрд рублей, из них доля НДФЛ — 277,9 млрд, налог на прибыль организаций — 182,2 млрд. Оставшуюся часть формируют налоги на имущество, спецналоги и акцизы.
К увеличению сборов стратегически ведут два пути. Первый — добывать все из местного хозяйственного ресурса, облагая все, что можно, вытаскивая "из тени" все, что нельзя. Другой путь, более сложный и рискованный, — ослабить контроль и учет, заботясь о том, как сделать так, чтобы для инвестора и предпринимателя выгоды от петербургских вольностей перевесили издержки от утраты "столичного" административного ресурса.
Поскольку в следующем году предполагается, что НДФЛ должен вырасти до 305 млрд, а НПО — до 198 млрд, практически на 10%, здесь скорее можно увидеть расчет на увеличение доходов именно фискальным путем. Если сумма налога на доходы с учетом незыблемости "плоской ставки" должна вырасти на одну десятую, то логично предположить рост этих доходов также на одну десятую. Но это звучит уж как–то слишком оптимистично. Даже министерство экономического развития в своем актуальном прогнозе предупреждает, что чего–чего, а роста доходов в ближайшие годы ждать не следует, даже наоборот.
Надежда на чудо
Вариантов здесь может быть два: согласно первому в Петербург массово поедут какие–то уж очень высокооплачиваемые специалисты. По официальному прогнозу, численность трудоспособного населения в 2020 году должна вырасти на 5000 человек, но кто могут быть эти люди — никто не скажет. Второй вариант предполагает, что вырастут зарплаты петербуржцев. Собственно, это и предусматривается бюджетом, прогнозирующим увеличение средней заработной платы даже не на 10%, а на все 15% (с 60 тыс. до 70 тыс. рублей). Действительно, официально заявлялось, что ее рост в Петербурге опережает среднероссийский показатель на 3%, но даст ли это необходимую прибавку?
Вообще происходит странная история. Формально петербуржцы не страдают от безработицы, в следующем году она должна оказаться на уровне 0,4%. Хороший показатель, но это значит, что в городе должен быть дефицит рабочей силы, который во все времена служил драйвером притока рабочих рук и роста зарплат.
Однако никакого значительного улучшения благосостояния пока не наблюдается. Да, рабочих мест вроде бы предлагается в достатке, но это не самые хорошие места, зарплата на них близка не к средней, а к медианной, то есть вдвое меньшей. Если же говорить о том, каких денег ищут сами петербуржцы, то в исследовании РАНХиГС, опубликованном весной, респонденты называли "приемлемым" уровень дохода для жизни в нашем городе в районе 90 тыс. рублей, всего на 10% меньше такого же московского показателя.
Теоретически на увеличение доходов горожан должны будут повлиять социальные расходы, заложенные в новый бюджет. 157 млрд "прямых выплат". Сейчас на сайте "Открытого бюджета" можно прочесть, что на социальную поддержку граждан в 2019 году будет потрачено 81 млрд. Означает ли это, что у петербуржцев окажется "на руках" на 70 млрд больше? Или эти деньги примут какую–то другую форму?
Вопрос на самом деле важен. Оказывать социальную помощь можно по–разному. Можно финансировать деятельность социальных учреждений. Или компенсировать расходы граждан на услуги таких учреждений. А еще можно просто давать "прямо в руки", рассчитывая, что люди сами оплатят себе все, что им необходимо.
Во всех случаях деньги окажутся на рынке, оживляя спрос, но механизмы, по которым они доберутся к предпринимателям, имеют очень разную эффективность.