Выражение "лицевой счет" приобретает новый смысл.
Технологию оплаты с помощью биометрических данных уже опробовали в "Азбуке вкуса", "Магните" и "Папе Джонс", а Сбербанк приступил к разработке собственных pos–терминалов с функцией распознавания лиц и отпечатков пальцев. Пока в качестве эксперимента, но, по мнению участников рынка, чтобы стать действительно массовым видом оплаты, биометрии нужно предложить пользователям расширенный функционал, а ретейлерам — возможность составлять детальный портрет покупателей.
Улыбка вместо ПИН–кода
Оплата по лицу работает следующим образом: сначала покупатель регистрирует свои данные в приложении или магазине, где есть соответствующее оборудование. В случае с мобильным сервисом пользователю нужно сделать селфи, потом сфотографировать паспорт и отдельно себя вместе с ним, объясняет Илья Романов, коммерческий директор VisionLabs. Система проверяет, действительно ли на изображениях представлен один и тот же человек. И если все в порядке, то к биометрическому образцу прикрепляется банковская карта.
"Дальше в магазине, чтобы подтвердить оплату своим лицом, вы подходите к терминалу и делаете определенные движения. Например, улыбаетесь, — говорит Илья Романов. — Система определяет, что это действительно вы, и деньги списываются с вашего счета". С помощью улыбки, например, можно сделать заказ в китайском KFC: с 2017 года там работает сервис smile–to–pay, который запустила "дочка" Alibaba — Alipay.
В России первые эксперименты по внедрению биометрии в ретейле начались в 2016 году. Тогда возможность расплатиться с помощью отпечатка пальца появилась в "Азбуке вкуса". В январе 2019 года эта функция работала в 20 магазинах сети.
Весной технологию оплаты с помощью распознавания лиц запустили в пиццериях "Папа Джонс". Как сообщили в компании, за 2 месяца сервисом воспользовались 3500 человек. Трудности возникали в основном на моменте регистрации в приложении, так как не у всех, кто хотел попробовать новую технологию, был с собой паспорт, необходимый для аутентификации. Тем не менее посетители, которые оплачивали товары с помощью SelfieToPay, в течение месяца совершали покупки в 3 раза чаще, чем остальные, отметили в "Папа Джонс". Всего, по данным VisionLabs, биометрические терминалы оплаты сейчас используют в 10 российских компаниях.
Персонализация скидок
В текущем виде биометрия в ретейле является лишь дополнительным способом безналичной оплаты, которая и без того лидирует в розничной торговле. По данным ЦБ, в I квартале 2019 года доля безналичных платежей достигла 61%. Из них каждая четвертая транзакция по карте совершалась с помощью бесконтактных технологий.
Поэтому биометрия пока интересна только премиум–сегменту, который использует ее для подтверждения статусности. "В таких случаях магазин пытается дать покупателям какие–то дополнительные фишки, чтобы показать некую элитность и премиальность. До экономсегмента такие механизмы, как правило, доходят намного медленнее", — считает Андрей Карпов, председатель Российской ассоциации экспертов рынка ритейла.
Однако если биометрическая оплата станет частью системы распознавания лиц в торговой точке и сможет объединить все данные о покупателе, ее ценность в глазах ретейлеров существенно вырастет.
"Нам интересно, если камеры, расположенные в магазине, будут идентифицировать клиента, как только он туда заходит. И понимать, что это клиент важный, что он приходит часто и покупает много, поэтому ему нужно оказывать особые почести", — говорит Алексей Фёдоров, управляющий партнер сети "220 Вольт".
Распознавание по лицу поможет не только составить подробный профайл на каждого покупателя (что, когда и в каком количестве он приобретал, а также около каких товаров он проводил больше всего времени), но и проследить за поведением продавцов. "По выражению лица человека сразу будет видно, кто из персонала чаще грубит и, наоборот, с кем люди чаще улыбаются и совершают покупки", — добавляет Фёдоров.
По мнению участников рынка, персонализация с помощью биометрии может увеличить продажи на 10–15%, что окупит расходы на покупку, установку и обслуживание оборудования. Сейчас стоимость простейших терминалов с функцией распознавания лиц начинается от 15 тыс. рублей. Но это не включает камеры, которые должны находиться в зале.
Поменяться лицами
По словам разработчиков, система распознавания лиц не хранит никаких биометрических данных, она работает только с численными значениями. Фотография, которую человек делает при регистрации, переводится в код, в котором прописаны основные параметры идентификации. "Его нельзя обратно превратить в изображение, это обезличенный шаблон вашего лица, и именно он хранится в базе данных", — говорит Илья Романов из VisionLabs.
Безопасность биометрии в классическом ретейле выше, чем в онлайн–торговле, считают эксперты, так как обмануть систему удаленно проще.
"Сейчас есть силиконовые 3D–маски, которые повторяют чужие лица. Их можно заказать онлайн за $25–30, надеть и показать себя в ней смартфону или ноутбуку. И система не сможет различить — реальный перед ней человек или маска, — говорит Михаил Емельянников, управляющий партнер консалтингового агентства "Емельянников, Попова и партнеры". — Но в магазин вы вряд ли придете в маске, вы же не Фантомаса играете".
"В супермаркете все происходит в присутствии кассира и других людей. Вы не сможете на виду у всех достать отрезанный палец, приложить его к pos–терминалу и сказать: "Я оплатил". Кроме того, мошеннику, чтобы произвести подмену, нужно знать, что вы будете идентифицировать себя именно по лицу или по пальцу. Он же не знает, кто сдал свою биометрию, а кто нет. Поэтому для ретейла мошеннические риски существенно ниже", — добавляет Емельянников.
Правда, обманывать могут сами продавцы. Например, если человек передумал покупать товар, но камеры его уже распознали, и кассир, воспользовавшись этим, все равно проводит оплату.
"Скажем, каждому клиенту продать пакет за 5 рублей. Продавцу хорошо, а покупатель может и не заметить. Если что, продавец извинится и скажет: простите, случайно вышло", — говорит Алексей Фёдоров.
По опыту банков можно сказать, что люди не очень охотно сдают свои данные, а некоторые даже жалуются на такие требования со стороны банков. Единая биометрическая система, которую создают ЦБ и "Ростелеком", собрала лишь 20 тыс. образцов за прошлый год. Так что там, где одни видят удобство, другие все еще чувствуют угрозу.