Приближается финальная стадия подготовки журнала "Рейтинг миллиардеров 2019". Редакция стоит на ушах, одни журналисты в печали и растерянности, другие — преисполнены светом новых тайных знаний.
Самый роскошный в полиграфии, самый успешный коммерчески, самый обсуждаемый среди читателей, самый востребованный подписчиками, самый неоднозначный среди участников, самый скандальный юридически проект "ДП", еще и самый нелюбимый в редакции.
Рейтинг миллиардеров очень сложно готовить, на каждого потенциального участника, который не факт, что останется в журнале, приходится затрачивать много времени. Сопоставлять, выспрашивать, искать. Несколько десятков миллиардеров с устойчивой репутацией солидных владельцев крупного бизнеса растворились из СПАРК, став безымянными гражданами РФ, скрывшись в амстердамских и кипрских офшорах. Компании, некогда принадлежавшие им, приумножили выручку, показали приличный рост прибыли, но обрели "новых" безымянных собственников.
Некоторые владельцы передают свои активы детям, другие — братьям, третьи — вроде даже и не родственникам. Реальная ли это передача бизнеса или нехитрый маневр, чтобы уйти от долгов, ответственности и надоевших хлопот? Едва ли ответ на этот вопрос знают сами миллиардеры. Сегодня они думают так, отстраняются от оперативного управления бизнесом, наблюдают со стороны до первой ошибки и вновь все забирают в свои руки.
Оценка бизнеса — процесс занимательный, но неблагодарный. Конечная цифра редко совпадает с реальным положением вещей, не удовлетворяет и чаще раздражает собственника. Он–то и сам не твердо уверен в своих подсчетах, а тут неведомо откуда взявшиеся данные выставляют на всеобщее обозрение. Причем уверения редакции, что мы не залезаем в чужой карман, не учитываем стоимость собственности для личного пользования, а только оцениваем бизнес, платящий налоги, создающий рабочие места, во внимание не принимают. Злятся, требуют, чтобы их из журнала исключили и оставили в покое.
Впрочем, не все. С каждым годом число собственников, которые в рабочем режиме согласовывают свои финансовые достижения, становится все больше. Некоторые смельчаки просят немного скорректировать их данные в сторону увеличения, а на той неделе был и вовсе курьезный случай. В редакцию пришел официальный представитель бывшей супруги уважаемого миллиардера, который битый час, размахивая бумагами, документами и схемами, убеждал редактора, что состояние этого собственника в несколько раз больше, чем мы написали в Рейтинге 2018 года. А еще сей муж (бывший) запрятал, перевел, укрыл еще более крутые средства, о которых никто, даже фискальные органы, не догадывается.
Все это было бы смешно, когда бы не дедлайн подсчетов, статей, верстки и неумолимо приближающаяся дата отправки макета журнала в типографию.
"Рейтинг миллиардеров 2019" отличается от прежнего выпуска и по числу участников (прибавилось 35 новых, почти 10 человек либо умерли, либо обанкротились, что для бизнеса примерно одно и то же), и по способу подсчета стоимости бизнеса. Мы все реже доверяем знанию осведомленных источников, все чаще стараемся опираться на финансово–экономические показатели из проверенных источников.
Большая часть персон в журнале — прежние, но изменилась оценка стоимости их бизнеса. Первые 50 участников приумножили свои активы, последние 50 — потеряли, некоторые просто ушли за порог отсечения 1 млрд рублей. Что не удивительно — в бушующем море нестабильной экономики легче и проще выживать крупнотоннажным состояниям, устойчивость мелких всегда под вопросом. Но частный бизнес живет и приноравливается к любым рискам и переменам к худшему. Это главный — и несколько оптимистичный — взгляд на деловой Петербург из "Делового Петербурга".
Согласитесь, что это хоть и не слишком существенный, но позитивный аргумент в пользу ежегодного выпуска журнала, который не всем нравится, не всех устраивает, не всем идеалам соответствует. Самые громкие премии, самые признанные во всем мире рейтинги и всевозможные топы когда–то делали первые шаги. "Рейтинг миллиардеров 2019" хоть и шестой по счету, но пока еще в начале пути. Ну и пусть себе плывет.