Структура спроса на вторичном автомобильном рынке соответствует первичному: модели–бестселлеры покупают быстро, а нишевые варианты дольше ждут своего покупателя
11:2318 сентября 201911:23
9883просмотров
11:2318 сентября 2019
Операторы интернет–аукционов по продаже подержанных машин на фоне стагнации рынка ищут новые источники дохода.
Популярность онлайн–аукционов по продаже подержанных автомобилей снижается. Как говорят участники рынка, в числе причин — общая экономическая ситуация, завышенные ожидания продавцов и рост конкуренции со стороны официальных автодилеров, которые все активнее продвигают услугу "выкупа с улицы" и внутреннего трейд–ин (trade–in).
Аукцион за вычетом издержек
По итогам 8 месяцев 2019 года объем вторичного рынка легковых автомобилей в России составил 3,499 млн единиц, что на 0,1% меньше аналогичного показателя 2018 года, говорится в материалах аналитического агентства "Автостат".
Долю продаж по онлайн–каналам эксперты не подсчитывают. Однако, по данным аналитиков журнала "Автобизнесревю", в 2017 году оборот крупнейшего онлайн–аукциона автомобилей с пробегом — "Карпрайс" (CarPrice) — стал вторым в России с показателем 32 017 штук, уступив лидеру рынка — холдингу "Рольф". На сайте CarPrice компания предлагает продать автомобиль за клиента, показав его 30 тыс. дилеров России в режиме онлайн. Там также говорится, что за 4 года онлайн–аукцион продал более 100 тыс. автомобилей, а около 46% клиентов, приехавших на осмотр, соглашаются на продажу машины.
В CarPrice не ответили на запрос "ДП". В предложении о заключении договора на сайте carprice.ru говорится, что со стороны компании договор заключает ООО "Селаникар". По данным системы "Контур.Фокус", на конец 2018 года баланс компании составил 1 млрд рублей (–21% к аналогичному периоду прошлого года), выручка снизилась на 9%, до 12,5 млрд, а в целом компания закончила год с чистым убытком 394 млн рублей. По данным системы со ссылкой на ФНС, в 2017 году доходы компании составили 13,8 млрд, расходы — 14,4 млрд рублей. Сооснователями "Карпрайса" СМИ называют Эдуарда Гуриновича и Оскара Хартманна. По данным открытых источников, учредитель продавца машин — кипрская компания с ограниченной ответственностью "Вендебита Трейдинг Лимитед".
По мнению некоторых участников рынка, онлайн–аукционы, по сути, стали площадками b2b, на которых покупателями выступают автосалоны из регионов. "Хозяин при мысли об аукционе думает: на "Авито" машину готовы купить за 390 тыс., а раз тут аукцион, то дадут минимум 400. Но покупатель–перекупщик из итоговой цены возможной продажи отнимает прибыль организатора аукциона (10–20%), стоимость доставки в регион, свою прибыль, возможные скрытые дефекты и предлагает максимум 330 тыс. рублей", — объясняет схему посредник Сергей Петров. По его оценке, из 10 таких онлайн–аукционов по предложенной цене соглашается продать только каждый третий.
Перед выставлением на аукцион автомобиль фотографируют, описывают его недостатки и вносят в базу. Онлайн–аукцион длится 5–10 минут. Если сумма устраивает — продавец забирает деньги и уходит. "У меня цена вышла примерно на 20% ниже рыночной. На "Карпрайс" предложили 425 тыс., но я потом сдал машину в автосалон за 500, доплатил и взял новую", — говорит продавец подержанной машины по имени Илья.
Пробить потолок
По оценке директора подразделения "Рольф" "Автомобили с пробегом" Алексея Баринова, сегодня основной источник поступления товарных автомобилей с пробегом — сделки трейд–ин. В то же время в компании полагают, что "уперлись в потолок" по уровню сделок трейд–ин при продаже новых автомобилей. "Рост бизнеса по продажам автомобилей с пробегом сдерживает прежде всего ограниченность поступления качественных товарных автомобилей", — говорит Баринов. В этой связи необходимо развивать другие источники поступления машин с пробегом, в том числе — "выкуп с улицы" (покупка автомобиля с пробегом без продажи другого) и внутренний трейд–ин (обмен одного авто с пробегом на другой). По итогам июля вклад "выкупа с улицы" в формирование товарного склада авто с пробегом в компании составил около 25%, доля внутреннего трейд–ин в сделках по продаже авто с пробегом — 15%.
В целом в 2018 году "Рольф" продал 64 320 автомобилей с пробегом (+34% по сравнению с результатами 2017 года), а за минувшее полугодие увеличил этот результат на 7%, до 32 569 автомобилей. Средняя цена продажи машины с пробегом в 2018 году составила 777 тыс. рублей (+0,5% к результатам 2017 года), в первом полугодии 2019–го она выросла до 835 тыс. рублей (+12,5% к аналогичному периоду прошлого года). "Динамика цен на вторичном рынке связана с ценами на новые автомобили, и поскольку на рынке новых автомобилей цены стремятся вверх, то и автомобили с пробегом постепенно дорожают", — уточнил Баринов.
Мимо госзакупок
Еще одним источником дополнительных доходов для операторов онлайн–аукционов является продажа госимущества. В 2019 году CarPrice (ООО "Селаникар") попытался выйти на рынок госзакупок, подав заявку на участие в конкурсе по выбору площадки для торговли подержанными автомобилями АО "ВЭБ–Лизинг". Но заявку "Карпрайса" отклонили из–за несоответствия конкурсной документации. Сам конкурс впоследствии был признан несостоявшимся, а повторный отбор прошло ООО "Авто–Сейл", которое получит 56 млн рублей за продажу имущества на своей электронной площадке.
Пока организаторам онлайн–аукционов сложно закрепиться на рынке продажи госсобственности. Сейчас здесь оперируют крупные структуры, такие как Российский аукционный дом, автоматизированная система торгов Сбербанка и Единая электронная торговая площадка.