Российские врачи столкнулись с нехваткой жизненно необходимых для лечения дешевых препаратов из-за новых законов о госзакупках и импортозамещении, заявил в интервью Интерфаксу директор Института гематологии, иммунологии и клеточных технологий НМИЦ им. Рогачева Алексей Масчан. Он добавил, что обращался в Минздрав, но ему предложили подбирать альтернативную схему лечения.
«Сейчас исчез длинный список препаратов, например «Цитозар», без которого не обойтись при лечении миелолейкоза, многие простейшие препараты сопроводительной терапии, хлорид натрия, 4%-ная и 8%-ная сода. Вместо некоторых импортных препаратов подсовывают российские, которые никогда не проходили клинических исследований, что необходимо для биоаналогов», — сказал Масчан.
«Надо отменить ряд законов, которые привели к этой ситуации, отключить возможность принятия таких законов тем, кто их принял. Мне все равно, реально это или нет, я не политический деятель, я врач, которому не хватает лекарств. Которые были 30 лет, а после принятия законов они начали исчезать», — подчеркнул медик.
Масчан предложил отменить «закон о закупках госучреждениями, так называемый закон «третий лишний» (который предусматривает, что госзаказчик должен отклонять иностранные заявки, если существуют как минимум две российские на тендер лекарств), поскольку тот закрыл доступ на рынок зарубежным препаратам, причем в относительно дешевом сегменте». Кроме того, по его мнению, нужно вернуть существовавшую систему автоматической регистрации лекарства на рынке в случае, если оно уже имеет регистрацию в Европе или США.
В конце августа РБК заявило об угрозе дефицита инсулина из-за проблем с госзакупками. По расчетам агентства на основании данных портала закупок, СПАРК-маркетинга и Госреестра лекарственных средств, больше всего сорванных аукционов оказалось по инсулину (2,8 тыс. тендеров, из них сорвано 692), на втором месте — физраствор (683 несостоявшихся из 1840), на третьем месте — вакцина против бешенства (429 сорванных из 573 объявленных). Агентство называло главной причиной срыва тендеров низкие цены. Госучреждения устанавливали их по новым правилам Минздрава, и поставщикам оказалось невыгодно заключать госконтракты.