Режиссер — Чой Кук Хи.
Южная Корея, 1997 год, финансовый кризис — кажется, это что–то далекое и отдельное, как говорится, азиатское кино, но ничего подобного. Наоборот, все как всегда: кредитный пузырь, вместо денег расплачиваются векселями, люди массово продают недвижимость — а по телевизору знакомые бодрые интонации. Экономика–де развивается, победы в спорте и культуре, народ счастлив….
При наличии сразу нескольких интересных картин про мировой кризис 2008–го — "Игра на понижение" (2015), "Слишком крут для неудачи" (2011), "Инсайдеры" (2010) и других — финансовый крах конца 1990–х кинематографом не отрефлексирован. Вообще это очень полезный опыт — кино про экономику. При желании оно превращается в захватывающий детектив, экономическую драму. Фильм предпочитает несложный, но убедительный монтаж — вот заседание секретной антикризисной группы и резюме министра: не нужно паники! Параллельно — маленькое, но развивающееся предприятие, гараж с рабочими и станками. Хозяева набрали кредитов, а отдать не могут, зарплату платить нечем. А вот топ–менеджеры, вот низовая экономика — но система–то одна, и живет она по общим, глобальным законам. В итоге все валится в один день, как карточный домик.
Первыми всегда узнают начальники. И — вечная дилемма: сообщать правду или утаить? Если сказать, то по крайней мере предоставим возможность людям принимать взвешенные решения, говорит хорошая героиня, начальник отдела денежно–кредитной политики Банка Кореи — Си Хен (Ким Хе Су). Но, конечно, ее не послушают. И когда правду уже не скрыть — действительно начинается паника. Да и как утаить: если не говоришь о собственных проблемах, то о них обязательно расскажут другие — зарубежные медиа, и мировое эхо будет еще сильнее.
История 1997 года — это о том, что хотя любой кризис случается неожиданно, но власть, бизнес и общество ведут себя приблизительно одинаково — выбирая худшие, а не лучшие стратегии. Но это и поучительно, картина в итоге выглядит уже как учебник по психологии: как не надо вести себя в кризисных ситуациях.
Читайте также:
Нормальный разговор. "Сорокин трип" Антона Желнова
Авторы не боятся при этом экономических терминов, которых тут с избытком, — и правильно делают: все–таки это художественный фильм, в нем главное эмоции, человеческие реакции, и, чтобы их понять, не нужно иметь специальных знаний. Как и для того, чтобы осознать: экономический кризис гарантированно перетекает в политический. И что коррупция наверху также способствует кризису. И фраза "это был совет гадалки президента" уже не кажется иронией.
"Сюжет обостряется, когда управляющий директор МВФ прибывает в Корею для секретных переговоров", — пишут в пресс–релизе (в роли директора Венсан Кассель). Догадываемся, что этот факт (МВФ в фильме шантажирует корейское правительство, выдвигая кабальные условия в обмен на финансовую помощь) также сыграл свою роль в том, что тот появился в российском прокате. "Негативная роль МВФ" — это, конечно, отвечает в целом сегодняшним массовым представлениям у нас о том, как устроен мир: в кризисе всегда виноват кто–то другой, а алчные "партнеры" ждут подходящего момента, чтобы подставить подножку. Но все же в фильме и без того достаточно актуальной для нас информации — для тех, кто смотрит внимательно.