Наступающая неделя богата событиями, позволяющими избежать пребывания на слишком уж свежем воздухе
Греть уши и души будут всем — дум–металлистам, любителям классики, старины, джаз–рока повышенной авангардности, а в особенности тем, кто топит за Исландию. Сразу два знатных коллектива из самого северного оплота актуальной музыки едут в Петербург буквально на днях. Прямо перст судьбы, а не случай.
Малый зал филармонии: Камерный оркестр "Дивертисмент", "Один"
Предприимчивый коллектив Ильи Иоффа начинает собственный концертный сезон (и абонемент "Натуральные числа") выдающейся программой: виолончельная соната Шуберта "Арпеджионе" соседствует с премьерным исполнением "Книги печали и радости" Настасьи Хрущевой, а фортепианная соната Берга оп. 1 в переложении для оркестра — с первым фортепианным концертом Бетховена (за роялем Петр Лаул). Во всем этом видится умышленность. Кажется, концерт повествует не только о пальме первенства (мол, все сочинения были первыми в своем роде), но и о других смыслах слова "один", каждому близких чисто по–человечески.
Когда: 28 сентября
Клуб Warpp: Biggi Veira
В переводе это — наполовину GusGus. Один из участников самого знаменитого исландского электро–клубного проекта, диджей Бигги Тоураринссон (он же Biggi Veira), едет к нам соло — вот так предсказуемо и немного печально развивается история исландских королей танцпола. Когда–то, во времена первых альбомов, их было 12, потом трое–четверо, с некоторых пор GusGus — это официальный дуэт (причем не отцов–основателей — те давно занялись продюсированием). Дошло, наконец, и до полного одиночества. Впрочем, Biggi Veira — жизнерадостный коллекционер высоких каблуков — отнюдь не чувствует себя на сцене сиротинушкой. Вот и мы ничего такого не почувствуем.
Когда: 28 сентября
Opera Concert Club: Eyehategod
Сладж–метал — вот что уже 30 лет играют злые ребята из Нового Орлеана. Не могу не процитировать американскую характеристику жанра: сладж–метал "порожден в результате беспорядочного смешения мрачного метала Black Sabbath, мучительного хардкора Black Flag и грайнда ранних Swans, взбодренного обилием дешевого виски и плохих фармацевтических препаратов". Неспешная, крайне резкая, неожиданно интересная музыка Eyehatedog — самое то для начала зимы в сентябре.
Когда: 28 сентября
Opera Concert Club: Mum
Эти исландские звезды едут в полном составе. Милые электро–сказочники давно пробавляются киномузыкой и ремиксами. В России не были 6 лет, и за это время ничего особенно студийного так и не выпустили, разве что лайв–альбом Menschen am Sonntag ("Люди в воскресенье", 2018), представляющий собой сыгранный вживую саундтрек к одноименному немецкому фильму 1930 года. Повод для нынешнего визита — совсем ретроградный: Mum празднуют 20–летие своего первого альбома Yesterday Was Dramatic — Today Is OK. Что ж, он был прекрасен, новые версии хитов ничуть не хуже прежних, так что нам вполне OK.
Когда: 29 сентября
Клуб Mod: Dalek
Это история об успешном сопротивлении всепоглощающей хип–хоп–индустрии. Коллектив из Нью–Джерси не продается ни за какие коврижки с середины 1990–х. Стихи стихами, драйв MC Dalek'a — драйвом, но главное здесь — музыкальные полотна, которые язык не поворачивается назвать банальными битами. Архитектурные композиции из нойза, индастриала, эмбиента и прочая, и прочая экспериментальная — это надо слышать. Последний альбом группы Endangered Philosophies (2017) ничуть не компромисснее первых. Респект.
Когда: 30 сентября
Opera Concert Club: Nik Bartsch’s Ronin
Неожиданное место для редкостных гостей. Швейцарский пианист Ник Берч, любящий минимализм и засовывать в рояль бумажки и гвоздики, делает музыку, которая ближе к умному пост–джазу, чем к рок–н–роллу, на коем специализируется клуб. Тем интереснее посмотреть, как квартет из препарированного фортепиано, бас–кларнета, бас–гитары и ударных прокачает зал. В том, что он может, — сомнений нет: самые завиральные музыкальные эскапады кладет на такой надежный, драйвовый грув, что любо–дорого. Дзен–фанк называется.
Когда: 1 октября
Академическая капелла и Меншиковский дворец: фестиваль EARLYMUSIC
На главном осеннем слете "старинщиков" — иностранный десант. 1 октября французский секстет с английским названием и канадским происхождением Masques везет в Капеллу немецкую музыку добаховской поры. Сонаты и сюиты Вайхляйна, Розенмюллера, Бибера и Муффата, написанные до того, как сами жанры сонаты и сюиты обрели строгую форму, звучат у Masques с аутентичной пластичностью и гуттаперчевостью, как живые. Шестеро ансамблистов дышат как один человек — редкостное достоинство. 2 октября испанская барочно–классическая скрипачка Лина Тур Бонет играет свой и обще–барочный opus magnum — сонаты Корелли оп. 5, опубликованные аккурат 1 января 1700 года. Знаменитые образцы жанра госпожа Тур Бонет играет, словно сама их сочинила, и это отчасти верно: все вариации и украшения в повторах частей она сама себе и написала (конечно, не без оглядки на 50 вариаций своих предшественников, изданных еще в XVIII веке). Жаль только, билетов уже нет.
Когда: 1 и 2 октября
Opera Concert Club: Free Flow Flava
Александр Осипов — совсем юный битмейкер, дитя "ВКонтакте" и любитель аниме. Прославился вирусно, просто выкладывая композиции в сеть. Они, возможно, не слишком замысловаты, но уж больно объект творчества любопытен: господин Осипов возится с традиционными мелодиями и инструментами совсем далекого Востока вроде Японии с Таиландом. Не ясно, как все это может звучать в большом клубном концерте. Впрочем, тур по российским городам и весям, в котором ныне пребывает Free Flow Flava, показывает: людям скорее нравится. Любопытно засвидетельствовать.
Когда: 4 октября