X5 Retail Group приняла решение о трансформации сети гипермаркетов "Карусель". До 2022 года планируется закрыть 20 гипермаркетов, которые занимают арендуемые помещения. 34 гипермаркета переделают и передадут "Перекрестку" к 2021 году, 37 "Каруселей" продолжат работать под этим же брендом.
Как пояснили "ДП" в пресс-службе компании, более подробная информация о том, какие гипермаркеты планируется закрывать и в каких городах, а также сколько из них придется на Петербург, станет известна после того, как X5 Retail Group выпустит финансовую отчетность за III квартал 2019 года 23 октября.
Стратегическое видение
Сейчас под брендом "Карусель" в России работает 91 магазин, 49 из них располагаются на собственных площадях X5 Retail Group, 42 — на арендованных. В Петербурге есть 11 гипермаркетов сети. Один из них располагается в ТК "Июнь" на Индустриальном проспекте, еще один — в ТРК "Сити Молл" на Коломяжском проспекте, но подавляющее большинство гипермаркетов в Петербурге расположены в отдельных помещениях.
"Карусель" — изначально петербургский бренд. Первый магазин в городе под таким названием был открыт в 2004 году предпринимателями Андреем Рогачевым, Александром Гирдой, Татьяной Франус и Игорем Видяевым. Через 4 года сеть гипермаркетов "Карусель", которая на тот момент была представлена 23 работающими точками и тремя строящимися, была куплена X5 Retail Group, которая, в свою очередь, начала развивать сеть на федеральном уровне.
Так, в 2009 году был открыт первый магазин под брендом "Карусель" в Москве, а с 2011 по 2015 год сеть расширилась на Оренбургскую и Тульскую области, Тамбов, Смоленск, Сызрань, Пермь, Марий Эл и Великий Новгород.
В компании поясняют решение по трансформированию "Каруселей" стратегическим видением менеджмента трендов в ретейле. В X5 Retail Group считают, что в сегменте розничной торговли гораздо более подходящий формат для покупателей — магазины формата "у дома" и супермаркеты. Среди этих форматов в компании делают ставку на сети "Пятерочка" и "Перекресток", поэтому X5 продолжит фокусироваться на дальнейшем улучшении их бизнеса, в том числе с помощью технологических решений в рамках цифровой стратегии своего бизнеса.
При этом в компании также отметили, что запланированная передача и закрытие магазинов могут оказать негативный эффект на чистую прибыль компании в III квартале 2019 года. Этот эффект в X5 оценили в 5-6 млрд рублей.
"Мы приняли решение провести трансформацию гипермаркетов из-за сложностей, с которыми сталкивается этот формат в целом, например, из-за давления со стороны онлайн-торговли, а также нашего желания сконцентрироваться на магазинах "у дома" и супермаркетах, которые более востребованы среди покупателей. Быстрорастущий онлайн-сервис Perekrestok.ru позволяет нам предлагать эффективную альтернативу покупателям "Карусели" в части миссии "закупка впрок". В долгосрочной перспективе мы ожидаем от трансформации положительный эффект на рентабельность Х5 благодаря росту плотности продаж и улучшению экономики магазинов, которые будут переданы "Перекрестку", — прокомментировал главный исполнительный директор Х5 Retail Group Игорь Шехтерман.
Гипермаркеты, которые планирует закрыть компания, имеют рентабельность EBITDA ниже целевых значений, несмотря на все попытки X5 повысить их эффективность. Для оставшихся гипермаркетов "Карусель" менеджмент будет рассматривать новые стратегические решения для покупателей, сотрудников и бизнес-партнеров.
"Трансформация "Карусели" позволит менеджменту Х5 еще больше сфокусироваться на ключевых форматах, а также на инновационных и цифровых проектах, которые способствуют повышению возврата инвестиций и созданию дополнительной стоимости для всех заинтересованных сторон в долгосрочной перспективе", — добавил Шехтерман.
Ретейлерский "Титаник"
Иван Федяков, генеральный директор InfoLine, считает, что с точки зрения текущей ситуации на рынке у формата гипермаркета есть существенные проблемы: "Раньше у ретейлеров этот формат считался непотопляемым c экономической точки зрения, но сейчас мы видим, что затраты на содержание гипермаркетов велики, а трафик в них не растет из-за того, что покупательная способность населения падает. У гипермаркетов два преимущества — высокий ассортимент и наличие дополнительных непродовольственных товаров. Но высокий ассортимент сейчас не востребован в силу низкой покупательной способности и уменьшения потребительской корзины, а непродовольственный ассортимент потребители все чаще заказывают онлайн", — рассказал он.
При этом Федяков думает, что проблемы с форматом гипермаркета есть только у мультиформатных сетей. Например, у X5 есть разногабаритные сети — и супермаркеты, и гипермаркеты, и магазины "у дома". И такими разнообразными сетями довольно сложно управлять: "С точки зрения управления ретейлерам сложно держать разные команды. Это касается и закупочной политики. Например, "Карусель" имела отдельный контракт у "Пятерочки" и практически существовала отдельно от других проектов X5, то есть в данном случае не было какой-то синергии. Ретейлеры, которые сконцентрированы только на гипермаркетах, например "Лента" и Metro, продолжат работать в этом формате и будут его развивать в дальнейшем. То есть говорить о каком-то глобальном кризисе гипермаркетов нельзя", — считает эксперт.
Он также отметил, что "Карусель" из всех проектов X5 была самым проблемным и, по его мнению, во многом здесь виновата управленческая политика предыдущей менеджерской команды сети. В 2014 году была закрыта "Карусель" на Пулковском шоссе, потому что годовая выручка этого гипермаркета была в 3-4 раза ниже, чем у конкурентов. Гипермаркет был расположен в непосредственной близости от торгово-развлекательного центра "Лето", а также магазинов Metro Cash&Carry, "Ашан", "Лента" и "О’Кей".
"Новая команда "Карусели", по моему мнению, попыталась исправить ошибки предыдущей, но, видимо, было уже слишком поздно", — добавил Иван Федяков.
Сооснователь компании "ЦКБ42" Сергей Федоринов считает, что также свою роль сыграла новая поведенческая модель покупателей, под которую пытаются подстроиться ретейлеры: "Сейчас многие ретейлеры озадачились целью стать ближе к клиенту. Любой ретейлер при структурировании бизнеса, метафорически говоря, держит каждого клиента за две руки. Первая рука — это информирование клиента о том, какие товары у них есть, в том числе через витрину. Современные технологии далеко продвинули возможности в этом направлении, потому что витрины у многих ретейлеров стали либо частично, либо полностью виртуальными. Это в значительной степени сблизило магазины с их клиентами. На сегодняшний день даже не обязательно иметь физическую витрину, имея только электронную", — рассказал он.
Второй рукой, по мнению Федоринова, является доступность товара. Ретейлерам выгоднее физически быть рядом с клиентом. С середины прошлого века до 2000-х годов ретейлеры боролись за как можно большее разнообразие ассортимента, особенно в продуктовом сегменте. Поэтому было выгодно строить магазины большого формата.
"Но сейчас покупатели ценят свое время, для них важнее не разнообразие ассортимента, а получение именно того товара, который им действительно нужен. Поэтому им не хочется проводить часы с тележкой в гипермаркетах, путаясь в выборе. Многие игроки рынка все больше задумываются о том, что нужно клиентам на полке, что приводит к сужению формата", — заключил эксперт.