Спрос на рынке доставки готовой еды увеличивается. Об этом можно судить даже по стремительному росту числа игроков, работающих в данном сегменте.
Объем рынка доставки продуктов в России, по прогнозам агентства InfoLine, к 2023 году превысит 200 млрд рублей. Генеральный директор "Infoline–Аналитики" Михаил Бурмистров отметил, что в Петербурге рынок доставки готовой еды на дом в 2019 году вырос до 10 млрд рублей, основная доля придется на сервисы "Яндекс.Еда" и Delivery Club.
У ГК "ФИНАМ" оценка чуть скромнее. По данным группы, в 2019 году суммарная выручка компаний сервиса, работающих в Петербурге, составит 7,3 млрд рублей. Из этой суммы 24%, то есть 1,8 млрд рублей, придется на агрегаторов — 600 млн рублей на "Яндекс.Еду" и 850 млн рублей на Delivery Club.
"Рост рынка будет продолжаться еще 3–4 года со средними темпами 70–80% в год, при этом агрегаторы будут быстро наращивать долю, и им удастся довести ее до 80%", — отметил аналитик ГК "ФИНАМ" Леонид Делицын.
Минуя прилавок
Сервисы доставки развиваются в том числе на фоне роста спроса на здоровое питание. Люди стали чаще покупать фермерскую продукцию. Еще 4 года назад в Петербурге открылся первый сервис доставки фермерских наборов "Трапеzа".
"Мы ориентировались на людей с достатком выше среднего и сразу решили работать только под заказ. В магазины продукты с ферм не доставляем, потому что в этом случае не сможем гарантировать свежесть товара конечному покупателю", — отметила основательница проекта Дарья Мур.
В этом году в Петербурге заработал похожий, но московский проект "Ешь деревенское". Партнерами компании выступают небольшие местные производители. Пока сервис находится в стадии тестирования, а доставка осуществляется один день в неделю. Впрочем, представители компании отмечают, что число заказов растет. "Нас давно спрашивали, можем ли мы доставлять продукты в Петербург. Это второй по величине мегаполис России и географически находится не так далеко от Дубны, где мы расположены. Для нас это хорошая возможность расширить аудиторию и открыть новый рынок сбыта", — рассказал "ДП" основатель сервиса Илья Елпанов.
В 2020 году, как стало известно "ДП", в Петербурге заработает еще один московский сервис быстрой доставки продуктов — Golama. Проект, который появился на рынке чуть больше года назад, привлекает инвестиции и на данный момент собрал 400 млн рублей. В компании высоко оценивают потенциал петербургского рынка, отмечая, что почти половина покупателей e–grocery сосредоточена в двух крупнейших городах страны.
"Наши основные конкуренты — это "Перекресток", Ozon и iGooods. Игроков рынка доставки привлекает такой лакомый город, где количество поисковых запросов "доставка продуктов" составляет 13% от всех таких запросов по России", — говорит генеральный директор приложения по срочной доставке продуктов Golama Андрей Толмачев.
ЗОЖ, спорт, еда
В этом году в Петербурге заработали сразу два проекта (из трех) московского холдинга Performance Group — Level Kitchen и My Food.
Level Kitchen и пока не работающий в Петербурге Performance Food специализируются на доставке продуктов для здорового и спортивного питания, где также предусмотрено постное, вегетарианское, detox–меню. My Food предлагает наборы питания ресторанного класса и полноценное классическое меню на каждый день.
"В Петербурге будут запущены все три уже существующих бренда Performance Group. Также будут работать и те бренды, которые пока находятся в разработке", — рассказал основатель холдинга Артур Зеленый. У компании амбициозные планы: до конца 2020 года в Петербурге она рассчитывает довести оборот до 1 млрд рублей.
"Примерно половина от этой суммы придется на Level Kitchen", — считает Артур Зеленый. По его прогнозу, в ближайшее время рынок доставки готовых рационов в Петербурге способен вырасти в 4 раза.
Основатель сервиса "Шеф–маркет" Сергей Ашин отмечает, что на Петербург приходится около 20% его бизнеса, и связывает это с наличием в городе массового рынка в более традиционном питании.
"Сейчас больше людей узнают о том, что можно пользоваться сервисами доставки продуктов с рецептами", — говорит он. Кроме того, причиной роста может служить уход с рынка ряда конкурентов. "Сегмент доставки технологически сложный, и для того, чтобы успешно конкурировать, нужно иметь технологии, аналитику, продуктовые команды, маркетинг — всего этого у мелких игроков нет", — добавляет Ашин.
В Петербурге сегмент рынка доставки продуктов с рецептами компания "Шеф–маркет" оценивает в 2018 году в 300 млн, в 2019–м — около 500 млн, а в 2020–м — в 700 млн рублей. О перенасыщении рынка, по мнению эксперта, говорить еще рано.
Леонид Делицын отмечает, что e–grocery — инновационный рынок, доля которого пока невелика как в розничной торговле, так и в онлайне. Даже в США на e–grocery приходится лишь 3% всех продаж в этом сегменте. По данным "Infoline–Аналитики", интернет–магазины есть у 90 российских сетей, 19 предоставляют услугу click&collect, а 15 работают с сервисами доставки.