Телезритель времен перестройки был привычен ко многому из того, что сегодня вообще не считается телевизионным форматом, — к многочасовому балету, скрипичным концертам, передачам типа "Очевидное невероятное" и "Международная панорама" с многомудрыми, но слегка косноязычными экспертами. А трансляцию первого Съезда народных депутатов граждане вообще смотрели как увлекательное ток–шоу. Но вот чего не ожидал никто, так это "Сеансов здоровья врача–психотерапевта Анатолия Кашпировского" на центральном телевидении. Первый из них состоялся 9 октября 1989 года.
Всего таких часовых телепередач было шесть, выходили они в прайм–тайм по воскресеньям и пользовались невероятным успехом. Это уже потом последовали Чумак, Лонго и прочие, вплоть до бабы Нюры. По–хорошему, речь идет о невероятном по размаху эксперименте — опыте массового гипноза по ТВ. Вершина телевизионного воздействия на массы. Сам Кашпировский, впрочем, использование гипноза отрицает. Но подчеркивает, что "нужно было 30 передач просить, телевидение тогда соглашалось на все". И в этом случае он "стал бы лидером государственного масштаба".
Целитель и его поклонники
Структурно выступления Кашпировского были построены просто. Сперва — настроечная часть: зачитывались благодарственные письма и телеграммы, поднимались на сцену исцелившиеся, демонстрировались доказательства действенности сеансов. И только потом начиналась вторая часть мероприятия, позиционировавшаяся как лечебная. Главная роль тут была, конечно, у самого Анатолия Михайловича, смотревшего прямо в камеру. Лишь изредка план менялся, чтобы продемонстрировать реакцию зала. А это, надо сказать, было зрелище, достойное внимания.
Более всего это напоминало "радение" сектантов: люди вскидывали вверх руки, мотали головами, дико смеялись, рыдали, а временами просто выпадали из кресел на пол. Говорят, что и по всей стране перед телеэкранами происходило примерно то же самое. А на фоне этого под тихую музыку звучал уверенный, ровный, с легким южным выговором и порой неправильными ударениями голос Анатолия Кашпировского, призывавшего расслабиться, не напрягаться, настроиться на добро и принять установку, которую дает психотерапевт. При этом Кашпировский подчеркивал, что лечебное воздействие будет оказано вне зависимости от того, верите вы в него или нет, хотите или не хотите.
Психотерапевт и депутат
И, что характерно, результаты не заставляли себя ждать. Статистика говорит более чем о 10 млн случаев, когда после телевизионных сеансов наблюдалось в той или иной мере улучшение здоровья, облегчение страданий. Отзывы о результатах озвучивали на следующих сеансах: "прошла гипертония", "прекратился энурез", "исчез коллоидный шрам".
Те, кто относился к происходящему скептически, парировали анекдотами: "Анатолий Михайлович, после вашего сеанса у меня исчезли трупные пятна и рассосался шрам от вскрытия".
Шесть телесеансов осенью 1989 года сделали Кашпировского суперзвездой позднего СССР. Гастроли по Союзу позволили психотерапевту стать одним из самых богатых людей того времени — официальным миллионером, а в 1993 году — избраться депутатом Госдумы.
Кто знает, может, и правда, 30 сеансов сделали бы его национальным лидером? Уверенно можно утверждать одно: 9 октября 1989–го Кашпировский создал новый тренд, надолго покоривший население шестой части суши. Кто стоял за этим экспериментом и зачем его проводили — остается только догадываться. Известно лишь, что для его прекращения потребовался целевой указ президента.