Время закрытия железнодорожных переездов в Петербурге на одной ветке может составлять более 13 часов в сутки, а интенсивность автомобильного движения на них в ближайшие 15 лет вырастет вдвое. Об этом говорят результаты исследования института "Платная дорога". Переезды становятся существенным фактором ухудшения трафика. Вопрос, кто должен платить за строительство путепроводов через них — город или РЖД.
Всего в городе 78 одноуровневых пересечений улично–дорожной сети с железнодорожными путями, из них 51 переезд пересекает пути общего пользования, остальные — ведомственные и технологические, подъездные ветки к промышленным объектам. В среднем за сутки интенсивность движения на переездах составляет 11,5 тыс. автомобилей, при этом зачастую графики закрытия переездов совпадают с часами пик для автомобильного транспорта. В заторе на двухполосном переезде автомобилисты могут потерять более получаса, отмечают исследователи.
Наиболее напряженная ситуация на Московском, Выборгском и Витебском направлениях, так как здесь самое плотное расписание поездов. На первых двух ходят скоростные "Аллегро" и "Сапсан", а Витебское забито электричками, обслуживающими развивающийся Пушкинский район.
"По данным натурных замеров интенсивности движения поездов, время закрытия переездов на Московском направлении составляет около 13 часов в сутки, на Витебском и Финляндском направлении — около 8 часов в сутки", — сообщили "ДП" в научно–исследовательском и проектном институте "Платная дорога". При проведении исследования были зафиксированы переезды, время перекрытия которых достигает 15 часов в сутки.
При этом пики движения автомобилей и поездов совпадают. В интервалы с 8:00 до 10:00 и с 17:30 до 19:30 переезд может быть закрыт по 50 минут в течение часа.
Совместное бремя
По словам Александра Беглова, в ближайшем будущем в городе необходимо построить 17 путепроводов, шесть из которых планируются в партнерстве с ОАО "РЖД", — до 2024 года. Финансирование пройдет по схеме: 60% — РЖД, 40% — Петербург. Еще по 11 объектам ведутся переговоры о выделении средств из федерального бюджета.
"Город вкладывает порядка 30 млрд рублей, РЖД тоже вкладывают серьезные суммы", — заявлял тогда еще врио губернатора Александр Беглов после подписания соглашения с РЖД на ПМЭФ–2019, говоря про первые шесть объектов.
Пока у Смольного и РЖД есть только одно соглашение по путепроводу — Цимбалинскому, между улицами Седова и Белы Куна. Оно было заключено 2 сентября 2019 года. Формально работы, которые проведут на объекте, называются не реконструкцией, но по факту будут строить новый путепровод, поскольку износ нынешнего составляет 60%. Стоимость работ оценивается в 4,5 млрд рублей, город и РЖД поделят затраты поровну. Планируется, что реализация проекта начнется с 2021 года и займет 3 года. Также Петербург и РЖД рассматривают строительство путепроводов в деревне Мартышкино под Ломоносовом, в Славянке и в других местах.
Федеральных денег на строительство путепроводов Смольный ждет также до 2024 года — в рамках Комплексного плана развития и модернизации инфраструктуры. В мае 2019 года стало известно, что Петербургу одобрили софинансирование на 25 объектов транспортной инфраструктуры, среди которых 10 путепроводов, на общую сумму 45,2 млрд рублей. Впрочем, в текущем трехлетнем бюджете города денег на эти объекты не заложено.