Недавно Клэр (Жюльет Бинош) бросил муж, у нее двое взрослых сыновей, она переживает по поводу того, что годы безвозвратно уходят. И, пытаясь спастись от отчаяния, заводит фальшивый профиль в "Фейсбуке", выдавая себя за юную красавицу по имени Клара. Вскоре у нее завязываются виртуальные отношения с молодым фотографом Алексом…
Во всем многообразии киноформ есть одна, которую не спутаешь ни с чем: это бенефисное кино. Ну, то есть при всей замысловатости сюжета понятно, что это "фильм про Изабель Юппер" или вот — "про Жюльет Бинош". Грех ругать чужое кино, поскольку у нас нет даже и такого (как и сопоставимого института звезд). Но попытки устроить бенефис известной актрисы оборачиваются — что у них, что у нас — одним и тем же: восторгом от того, что актриса N не постеснялась морщин и сыграла саму себя. И мы славим ее за смелость — но на этом все.
То, как женщина переживает старение, — важная, нужная, полезная тема, но в случае с Бинош все это выглядит некоторым кокетством: даже на минуту невозможно представить, что она страдает от одиночества или невнимания. С историей, что "ее все бросили", выступает актриса, которая выглядит так, что хоть сейчас на подиум, и этот шлейф успеха невозможно смыть ничем. И все, что было придумано, чтобы подчеркнуть женские страдания, приобретает комический оттенок: и глухая стеклянная галерея в центре Помпиду, в которую внезапно упирается героиня (что должно вроде символизировать жизненный тупик), и преподавание литературы в каком–то модном французском университете, который тоже выглядит тут как подиум… Как будто некий авангардист–дизайнер устроил показ мод прямо в Сорбонне.
Отдельно, конечно, надо сказать про тот специфический разряд кино, который предупреждает об опасностях цифрового мира.
Все эти страхи по поводу того, что аккаунт подменит личность и вместо тебя останется только цифровой слепок, — все они из прошлого века. Соцсетями сегодня пользуются миллионы, они стали частью нашей жизни, что вовсе не отменяет личность. И об опасности их, как правило, пишут и снимают те люди, которые любят подчеркивать в интервью, что не имеют своего аккаунта.
Те же, у кого есть опыт жизни в соцсетях, знают, что таким приемом (подделка личности, фальшивый аккаунт) пользуются сегодня разве что дешевые разносчики рекламы. Пользователи соцсетей (тем более в "Фейсбуке"!) за секунду отличат поддельное от настоящего. Словом, Клэр раскусили бы мгновенно — если она, конечно, не постаралась бы придумать для своего персонажа целую жизнь; но это занимает гораздо больше времени, чем в фильме. В частности, ей пришлось бы убедить не только любовника, но и еще минимум человек двадцать.
Словом, эта "драма поддельного аккаунта" покажется фильмом ужасов только законченным сетефобам, всем же остальным — несмешной комедией с переодеванием. Для психологической драмы нужна крепкая реалистическая основа. В этом главная проблема российского кино — но, как выясняется, и французское в этом смысле тоже небезгрешно.