Принято утверждать, что в Петербурге не формируются национальные жилые анклавы. Урбанисты, правда, не так в этом уверены — говорят, вопрос просто до конца не изучен.
Космополитичный город
Появление национальных анклавов — практика спонтанная и общемировая. Приезжие люди, оказавшись в незнакомой, а иногда даже враждебной по отношению к ним среде, стремятся объединиться, дабы поддерживать культурные связи, личные контакты и создать более комфортную для себя атмосферу.
"В России это явление в советские времена было выражено в гораздо меньшей степени, в первую очередь — из–за национальной жилищной политики: все перемешивалось благодаря практически полному отсутствию резкой национальной сегрегации в крупных городах", — говорит Николай Пашков, генеральный директор Knight Frank St Petersburg.
"Культурологический шок — неизбежный побочный эффект любой миграции, поэтому при переезде в другую страну люди предпочитают селиться рядом с земляками, в среде, максимально приближенной к привычным условиям, отчего и появляются разные так называемые "тауны". Петербург пока не настолько экономически привлекательная для иностранцев зона, поэтому в ближайшей перспективе здесь чайна–тауны вряд ли появятся, как и корейские, армянские или итальянские кварталы, которые можно встретить в Сан–Франциско, Лос–Анджелесе или Нью–Йорке", — уверена Елизавета Конвей, директор департамента жилой недвижимости Colliers International.
Впрочем, некоторые эксперты утверждают, что в Петербурге этот вопрос с пристрастием пока особо никто не изучал. Хотя для урбанистов или социологов создание этнической карты Северной столицы могло бы стать хорошим подспорьем.
Приходят организованными группами
В основном иностранцы рассредоточиваются по всему Петербургу. Но при этом, например, граждане Поднебесной предпочитают Васильевский остров — потому что там университет, базовая цель приезда многих жителей Китая в Россию.
"Действительно, на Васильевском большое скопление китайцев. Это связано с тем, что там есть студенческое общежитие, открыт ресторан, в который пускают только их, и прочее. Пожалуй, Васильевский остров — самый яркий пример национального компактного проживания в Петербурге", — делится наблюдениями Анастасия Иващенко, управляющий по строительным проектам холдинга AAG.
"Китайцы полюбили Васильевский еще в 1990–е, когда из Поднебесной стали приезжать студенты, заселяясь в общежитие на Кораблестроителей. По окончании учебы они продолжали жить в границах одного района, редко рассматривая иные локации. Это очень клановая нация: стоит одному поселиться в каком–то конкретном месте, как уже скоро к нему подтягиваются другие", — говорит Алексей Бушуев, директор по продажам Seven Suns Development. Так, по его словам, приезжие из Китая приобрели большое количество квартир в ЖК "Светлый мир "Я — Романтик…". "Приходят организованными группами в несколько семей и просят подобрать им жилье рядом друг с другом. Охотно покупают и апартаменты — для постоянного проживания, коммерческого использования и сдачи в аренду своим соотечественникам", — рассказал эксперт. "В старой части Васильевского большое количество комнат в общежитиях занимает обслуживающей персонал расположенных тут китайских ресторанов", — добавляет Катерина Соболева, вице–президент Becar Asset Management.
Поближе к работе
По словам риелторов, на вторичном рынке национальные анклавы формируются в основном по месту и характеру работы мигрантов.
Приезжие корейцы, к примеру, живут в Приморском районе. Это можно объяснить тем, что рядом находится завод Hyundai и сотрудники предприятия предпочитают жить как можно ближе к нему. "А азербайджанцы активно покупали и покупают жилье в районе Софийской улицы и на Ржевке, рядом с рынками и плодоовощной базой. Их доля там пока невелика, но такую тенденцию видим", — делится наблюдениями Юрий Сергеев, генеральный директор АН "Динас". Так же активно азербайджанцы селятся на севере города в районе станций метро "Проспект Просвещения" и "Озерки".
Эксперты отмечают, что ингуши и чеченцы оседают в Приморском районе и у станции метро "Академическая". "Таджикские и узбекские семьи охотно снимают и покупают жилье на юге города, в Шушарах и вблизи крупных автопарков и баз. Выходцы из Молдавии и Украины селятся в Курортном и Гатчинском районах, они специализируются на ремонтных работах или устраиваются няньками в богатые семьи", — говорят участники рынка.
К примеру, на Советских улицах, по словам Николая Пашкова, проживает много киргизов: они и работают здесь в основном дворниками. "Мигрантские поселения стихийно образуются в районах, где есть работа — обычно поблизости от крупных строек, рынков. Кроме того, полулегальные или нелегальные анклавы возникают там, где есть очень дешевое или бесплатное жилье, например в расселенных и расселяемых домах", — добавляет Владимир Гаврильчук, генеральный директор АН "Адвекс".
"С точки зрения приезжих, жизнь в анклаве — это близкая по духу среда, в которой существовать проще. Для города этот тренд оборачивается другой стороной. Подобные анклавы во всем мире являются, как правило, источниками проблем. Это закономерно что для США, что для Франции. Задача городской администрации иметь это в виду и вести более–менее осмысленную жилищную политику, чтобы не появились в итоге районы, в которых будет страшно находиться", — резюмирует Николай Пашков.